Skip to content

На главную >> Ж К Х >> О ЖКХ – с пристрастием
О ЖКХ – с пристрастием
Ж К Х
15.03.11 03:38

gkh.jpgЛучшее средство излечиться от заблуждений о стабильности или позитивных переменах в нашей стране – изучать жилищные квитанции. Как-нибудь займитесь.

Сравнил платежку за этот февраль с декабрьским квитком трехлетней давности. Плата за коммунальные услуги возросла на две трети, за жилищные услуги – еще больше. По некоторым позициям рост более чем двукратный. И все это именно за тот период, когда прежние субъекты деятельности ЖКХ менялись на новые – УК и ТСЖ. Кстати, как отмечают правоохранительные органы, «с тех пор как они стали посредниками между потребителями и поставщиками услуг, все чаще отмечаются многопроцентные завышения тарифов и гигантские недополучения средств поставщиками».

– ТСЖ, УК да и СРО тоже – это не панацея от всех бед (министр ЖКХ Красноярского края Андрей Резников)

– В жилищно-коммунальной сфере воровали всегда, – считают в Генпрокуратуре. – Но в последнее время масштабы и количество афер вышли на новый уровень.

Показателен скандал этого месяца с ТСЖ «Жизнь», обслуживающим практически весь Советский район столицы Татарии. В ходе плановой проверки были выявлены многочисленные нарушения. В частности, более полумиллиона рублей, собранных с жильцов, истрачено на покупку элитного алкоголя, еще 700 тысяч переведено как финансовая помощь на счет структуры, учредителем которой являлся председатель правления ТСЖ. За годовую аренду автомашины ВАЗ-2114 было уплачено более миллиона рублей, что в три раза больше ее стоимости, и так далее.

Между тем только в связи с ненадлежащей уборкой территории от снега против ТСЖ было возбуждено 16 административных дел. «Собирали деньги по полной, а работы выполняли лишь на 25%», – заявил представитель прокуратуры. Отметим, что ранее за этот многострадальный район отвечала исчезнувшая УК, оставившая после себя долгов на сумму полтора десятка миллионов рублей. И все это своеобразная иллюстрация к спору о том, какая форма организации – ТСЖ или УК лучше.

Анекдот в тему:
– Увеличение жилищных тарифов безразлично только самым богатым и самым бедным.
– Насчет самых бедных ты явно не прав!
– Сформулирую иначе. Рост квартплаты по барабану только миллиардерам и бомжам.

Конечно, главным раздражителем для населения являются чрезмерные темпы роста платежей, притом что улучшения обслуживания не заметно. Даже по официальным данным Росстата, с 2000 года тарифы на коммунальные услуги выросли более чем в десять раз. Всякий раз повышение объясняется необходимостью перейти к стопроцентной оплате услуг ЖКХ. В результате за это время уровень возмещения гражданами этих самих расходов повысился с 72% (2000) всего лишь до 80% в прошлом году. То есть для того, чтобы компенсировать 8%-ный разрыв, тарифы увеличили десятикратно.

Во сколько раз их еще вздуют, чтобы преодолеть оставшиеся 20%? Притом что предела аппетитам «естественных» монополий не видно, а стоимость так называемых жилищных услуг увеличивается еще более быстро. К слову,  москвичи оплачивают меньшую долю ЖКХ, чем прочие россияне, а именно 77%. Впрочем, десяток лет назад они возмещали и того более скромную часть – всего лишь 40%.

С другой стороны, пятая часть наших сограждан считают плату за квартиру и электроэнергию непредвиденными расходами, которые следует вносить только под давлением непреодолимых обстоятельств. По данным Минрегиона, в 2010 году собираемость платежей упала до 82%. А иногда проверка счетчиков электричества, тепла и воды показывает, что отдельные жильцы не только не пользуются этими ресурсами, а, напротив, словно закачивают их в сети.

Еще 7% граждан получают законные субсидии от государства – при условии если плата за квартиру превышает 22% семейного бюджета. В принципе, это среднеевропейский социальный норматив. Но там в зачет этих расходов включаются арендная плата и ипотечные платежи, а у нас такие затраты не учитываются, причем при гораздо меньших российских зарплатах и пенсиях.

– Именно поэтому заявления про якобы низкие коммунальные тарифы в России, которые еще предстоит поднять до европейских, можно считать попыткой ввести в заблуждение россиян, – считает директор СВЦ Москвы Г. Повальный. – Я уже не говорю о том, что речь идет о совершенно разном уровне доходов граждан у нас и в Европе.

Вдобавок положение самой российской коммуналки поистине бедственное. Росстат оценивает износ инженерных сетей почти в 50%. Но, по мнению Ассоциации строителей России (АСР), свои нормативы и сроки отслужили более 60% основных фондов коммуналки. Обращая на это внимание, Президент России Д. Медведев заявил, что «если сейчас этим не заняться, то через 5-7 лет наступит катастрофа». А ситуация год от года зачастую только ухудшается.

Так, в нашем крае, по данным Красноярскстата, затраты на капремонт жилья в 2010 году составили лишь 1,4 млрд. руб. против 3,3 млрд. руб. в 2009 г. Площадь отремонтированных крыш (кровель) уменьшилась в 4,3 раза, фасадов – в 2,7 раза, количество замененного или отремонтированного лифтового оборудования меньше на 40%.

Причем речь идет об отрасли, каждодневно касающейся каждого жителя нашей страны. Где годовой объем платежей составляет полтриллиона рублей, а стоимость основных фондов на порядок выше. Действительно, тут есть  на чем развернуться. И в плане работы, и в части коррупции и воровства.

Аудитор Елена Остроумова основную проблему ЖКХ видит «в ресурсоснабжающих компаниях, которые искусственно накручивают стоимость своих услуг, но как-то забывают о том, что получаемые ресурсы они должны направлять на модернизацию своего хозяйства. Выявить такие компании и поймать их за руку практически нереально, так как 99,9% этих фирм так или иначе контролируются чиновниками муниципальных образований и фактически должны сами себя ловить. Без внедрения совершенно других методов управления и контроля над отраслью ЖКХ мы так и будем платить больше и больше по мере роста аппетитов этих чиновников».

Руководитель столичного ТСЖ Ирина Рубцова подтверждает:

– За всеми околокоммунальными структурами стоят те же чиновники, оформившие фирмы по обслуживанию на своих жен, родственников, друзей и т.д. Поймать их за руку нереально.

Складывается впечатление, что идеальный для данной прослойки вариант реформирования жилищно-коммунального хозяйства тормозит лишь реалистичное понимание, что величину квартплаты ни в коем случае не стоит поднимать выше рыночной цены автомата Калашникова.

В этой ситуации наиболее естественная реакция добропорядочных граждан – законным образом минимизировать свои платежи. Благо возможности для этого имеются, и не только в части установления счетчиков и перехода на ресурсосберегающие технологии.

Показателен опыт инициативной группы ученых из центра радиоэлектронной промышленности и науки подмосковного городка Фрязино, сосредоточивших свои усилия на изучении нормативных документов. В результате этого фрязинцы не только уменьшили свои расходы, но и добились возврата части излишне уплаченных сумм.

Так, они выяснили, что в соответствии с постановлением Правительства РФ № 1444 от 7 декабря 1998 года к тарифам на бытовую электроэнергию в домах с электроплитами применяется понижающий коэффициент 0,7. Но это решение нарушалось практически во всем Подмосковье. После полугодовой переписки с включением в процесс ФАС, ФСТ и т.д., двукратных протестов прокуратуры закон восторжествовал: областной топливно-энергетический комитет понизил соответствующие тарифы, причем не только во Фрязино, но по всему региону.

Внимательное изучение разработанных в соответствии со статьей 157 нового Жилищного кодекса РФ и утвержденных Правительством РФ Правил № 306 (установление и определение нормативов потребления коммунальных услуг) и Правил № 307 (предоставление коммунальных услуг гражданам) выявило еще ряд нюансов. К примеру, в отсутствие приборов учета платежи рассчитываются исходя из нормативов, утвержденных органом местного самоуправления.

В методике по определению норматива теплообеспечения важную роль играет климат – температура среды за отопительный период. В Правилах № 306 сказано, как ее исчислять. Берутся сведения гидрометеорологической службы за предыдущие пять отопительных периодов, и выводится среднее арифметическое суточных температур. Естественно, что изменение климата влияет на норматив. На основании данных гидрометцентра фрязинцы доказали, что, несмотря на последние более холодные зимы, в целом в Подмосковье температура среды в отопительный период за 5 лет была на 3 градуса выше, чем использованная в расчете, что снижает использованный для отопления годовой объем энергии на 17%.

Вдобавок норматив потребления коммунальных услуг, того же теплоснабжения, надо дифференцировать в зависимости от конструктивных и технических параметров, степени благоустройства домов и т.д. В новых домах он должен быть минимум в два раза ниже, чем в многоэтажках, построенных до 1999 года. В Фрязино со всех брали одинаково и по максимуму, что привело к многотысячным переплатам жильцов. В результате всех этих усилий часть денег гражданам возвратили, а платежи за тепло для большинства уменьшились в 2-1,25 раза.

Хотя при условии улучшения обслуживания и проведения реальных восстановительных работ основная масса жильцов согласна платить и более значительные суммы, чем ныне, – да только нет уверенности, что они будут истрачены на благие цели.

Руководитель ООО «Предприятие ЖКХ» (Шарыпово) А. Спевакина пожаловалась:

– Если бы у нас тариф был в два раза выше, мы бы своевременно выполнили работу, но они (т.е. жители) не хотят – и нам ставят меньше, поэтому возникают жалобы.

Денег не хватает на самое необходимое. Такое часто бывает. Но все чаше результаты проверок компетентных органов показывают, что их тратят абсолютно нецелевым порядком. И главным для перелома негативного отношения граждан и СМИ является уверенность в добросовестности организаций и руководства служб ЖКХ. Уверен, таких тоже достаточно.

А наиболее естественный путь завоевания доверия – полная открытость информации по каждой истраченной копейке – от зарплаты руководителей и секретарш до последней банки краски. Что, кстати, соответствует постановлению Правительства РФ № 1140 о стандартах раскрытия информации организациями ЖКХ. К тому же сейчас нет проблем на соответствующих сайтах сообщать любую детализацию даже в режиме реального времени. Но вместо этого УК и ТСЖ предпочитают прилюдно устраивать межконкурентные разборки и обвинять прессу в чернушном освещении проблем отрасли.

При этом есть мнение, что сегодняшняя система коммунальных тарифов и распределения средств не выгодна никому. Руководитель компании «АКЦ Жилищный аудит и сервис» А. Корольков отмечает:

– Коммунальные услуги компании продают потребителю по тарифам ресурсоснабжающих организаций, которые и получают прибыль. При этом все расходы, связанные с расчетами, несут управляющие компании. При сохранении нынешней системы отношений между поставщиками ресурсов, управленцами и потребителями 90% управляющих компаний просто обанкротятся.

И тогда придется проводить новую глобальную реформу ЖКХ, но уже при кардинально иных подходах.


reznikov.jpgВ самой либеральной стране мира – США существует министерство жилищного хозяйства. А у нас, как выразился генеральный директор «Краскома» Анатолий Матюшенко, «ЖКХ – дитя без мамки. Минрегион за все отвечает, до ЖКХ руки не доходят. Да и сам Минрегион словно пасынок в правительстве. А дело касается жизненно важной отрасли».

С этим мнением согласен министр жилищно-коммунального хозяйства края Андрей Резников:

– Поддерживаю идею о создании на уровне федерации единого органа по проблемам ЖКХ. Назрело обсуждение и Жилищного кодекса.


Заместитель руководителя департамента городского хозяйства администрации Красноярска Олег Гончаров:

– До 1994 года в Красноярске существовало множество организаций, которые обслуживали жилищный фонд. Начался активный период приватизации. Жилье быстрыми темпами стало переходить в муниципальную собственность. Состояние его – практически стопроцентный износ. В 2005 году администрация города провела открытый конкурс на право выбора управляющих компаний, все муниципальные жилищные предприятия попали под ликвидацию. Это процесс до сих пор не завершен.

В городе зарегистрировано 466 ТСЖ, в управлении которых находится 1029 жилых домов, существует 38 частных управляющих компаний, в которых работают 52 организации, занимающиеся обслуживанием жилищного фонда. Суммарно это более 7 тысяч жилых домов, около 20 млн. квадратных метров жилья. В качестве монополиста участвует городская управляющая компания «Жилфонд», обслуживающая около 80% рынка жилья. Часто говорят, что в этом смысле Красноярск уникален – у нас есть монополист на рынке управления жилья.


Из дискуссии на «круглых столах»

Директор по правовым вопросам УК «Холмсервис» Ольга Исакова:

– На мой взгляд, УК имеет больше шансов привлекать профессионалов. ТСЖ не может иметь в своем штате всех специалистов, занимающихся содержанием жилищного фонда. Преимущество УК в том, что она в состоянии предоставить большой комплекс услуг.

Председатель ТСЖ «Бригантина» Валерий Демидов:

– Кто лучше – ТСЖ или УК? Это зависит от отношения руководителя к своему делу. В нашем ТСЖ тарифы по обслуживанию ЖКХ принимаются на общем собрании. В прошлом году у нас было на рубль меньше, чем городские.

Нина Дубровина, начальник управления капитального строительства и технического развития ООО «Жилфонд»:

– Большой УК легче привлечь высококлассных специалистов, обеспечить тепловой контур и подготовку к зиме. ТСЖ никогда не справятся с ветхим, аварийным жильем.

Руководитель секции ЖКХ МОПС «Сибирь без границ» Виктор Островский:

– По моим наблюдениям, людям под руководством ТСЖ живется лучше, чем в УК.

Галина ПАНОВА, директор УК «СуперСтрой»:

– Маленькие ТСЖ не в состоянии содержать специалистов. Не согласна с тем, что существование большой УК «Жилфонд» при небольшом количестве других УК – это хорошо. «Жилфонд» не дает возможности домам, находящимся в его ведении, выбрать другую УК.

Олег ГОНЧЕРОВ:

– Считаю более эффективными крупные управляющие компании.

Если вам отключили отопление, то встаньте в угол, там всегда 90 градусов.

В связи с работами в вашем доме на неделю будет отключена горячая вода. За отдельную плату можно отключить воду в соседнем доме, чтобы вам не было обидно.

Путин: «Ничего я не пойму. Деньги есть, реформы – нет?»
Коммунальщики в ответ: «Мы объехали весь свет».

Сообщения с форума:
сообщений нет

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
На главную >> Ж К Х >> О ЖКХ – с пристрастием