Skip to content

На главную >> Законотворчество >> Законодательный вираж
Законодательный вираж
Разместил(а) Редакция
Законотворчество
08.11.10 20:49

21 октября 2010 года Правительство РФ одобрило проект Государственной программы энергосбережения и повышения энергоэффективности на период до 2020 года, подготовленный Минэнерго.

Реализация программы, по заверениям разработчиков, позволит сократить энергоемкость ВВП на 40%. Реализация программы обойдется бюджету почти в 10 трлн. рублей. Однако столь солидные вложения, утверждается в документе, окупятся с лихвой: предполагается, что суммарная экономия электроэнергии (т.е. для всех потребителей) за этот период составит более 12 трлн. рублей, а общая экономия бюджетных средств превысит 700 млрд. рублей. Дополнительные налоги на прибыль за счет снижения энергетических издержек составят 163 млрд. рублей к 2015 году и 346 млрд. рублей к 2020-му.

Какие же мероприятия, заявленные в программе, позволят достичь столь значимых результатов? На самом деле, ничего нового. Постепенный переход на современное энергоэффективное оборудование. Внедрение современных энергоэффективных технологий в бюджетных организациях. Поощрение их сотрудников за счет сэкономленных средств. (Особое внимание бюджетникам в проекте уделяется потому, что перед ними, с одной стороны, поставлена задача – ежегодно снижать энергетические расходы на 3%, а с другой – не очень-то им такая экономия интересна: не освоишь отпущенные на эти цели средства – финансирование урежут. Коммерческие структуры в данном случае оказались более мобильными: смогли в энергосбережении разглядеть собственную выгоду.) То есть, в сущности, те же меры, которые были описаны в Законе «Об энергосбережении и энергоэффективности», принятом еще год назад. Только теперь они более конкретизированы, а расходование средств на энергосбережение расписано по отраслям.

Впрочем, как известно, в нашей стране строгость законов компенсируется необязательностью их исполнения – этой истине уже более 200 лет. Современность добавила продолжение к крылатой фразе: «...и невозможностью их исполнения». То есть отсутствием внятных механизмов реализации.

Так, например, Закон «Об энергосбережении» и новая госпрограмма предписывают проводить обязательные энергетические обследования для ряда объектов. Однако кто, как и на каких основаниях будет это делать? Газета «Строитель» уже третий раз в течение этого года обращается к теме энергоаудита. Первый раз мы писали об этом зимой, по горячим следам после принятия закона. Затем летом, когда было принято постановление об административной ответственности за несоблюдение принципов энергоэффективности.

Однако сейчас, как и в начале года, проблемы в сфере энергетического контроля все те же: не утверждены нормативные документы, регулирующие деятельность энергоаудиторов, и технические регламенты. Без их утверждения невозможна работа СРО, а ведь только эти профессиональные объединения, согласно постановлению Минэнерго, могут осуществлять энергоконтроль. Компании-одиночки, каким бы опытом работы они ни обладали, не вправе оформлять энергетические паспорта объектов. Это, в сущности, совершенно правильно: ведь даже у самых мощных аудиторских организаций может не хватить ресурсов для того, чтобы выполнить весь комплекс предписанных законом мероприятий. Это, к слову, прекрасно осознают красноярские аудиторы, недавно объединившиеся в собственное СРО. Одна только проблема: к тому же энергетическому паспорту – с некоторых пор обязательному документу – конкретные требования так до сих пор и не прописаны.

Всего же, по оценкам экспертов, чтобы ФЗ-261 заработал, необходимо принять порядка 50 подзаконных актов! Не помешает и наша собственная, краевая, программа по энергосбережению, учитывающая именно местные реалии, – таковые уже действуют в ряде российских регионов. Но говорится об этом много (и долго), однако разговоры так и остаются разговорами.

Актуальность этой проблемы подтверждает опрос, начатый на прошлой неделе профессиональным сайтом энергоаудиторов «Портал-Энерго.ru». Приурочен он был к запланированной на ноябрь конференции, посвященной разработкам муниципальных и региональных программ энергосбережения и технических нормативов в этой области. И показал, что важнейшей проблемой для руководителей компаний является вакуум в законодательстве и области технического регламентирования. На вопрос, чего же не хватает энергоаудиторам для нормальной работы, ответы были такими (участникам опроса можно было выбирать несколько вариантов): нормативного обеспечения разработки программ – 87%; понимания общей специфики этих программ – 91%; понимания принципов финансирования программ – 92%; единых принципов определения качества работ по энергосбережению – 84%; единых требований к специалистам по энергосбережению – 80%. То есть, как в народе говорят, всего и делов-то – начать да закончить.

Речь, заметим, идет о руководителях компаний, которые уже входят или вот-вот войдут в состав СРО, работающих в сфере энергоаудита. То есть люди осознают важность происходящего и хотят работать по-новому, вот только не знают как. Отметим кстати: все, чего не хватает для эффективной работы аудиторам, – это, в общем-то, компетенция СРО. Но парадокс в том, что окончательные требования к СРО в этой области также не прописаны.

В июне, после вступления в силу положения ФЗ-261, предусматривающего административную ответственность за несоблюдение требований по энергоэффективности, мы обратились за комментарием в краевую службу стройнадзора: как это новшество скажется на работе строителей? Тогда специалисты нас заверили: у добросовестных застройщиков проблем не будет. Потому, во-первых, что все эти требования им хорошо известны, просто прежде они носили рекомендательный характер, а теперь стали обязательными. И если проект прошел госэкспертизу, а застройщик ему досконально следует, значит, и необходимости в аудите не будет. Так что проблемы энергоаудиторов – это пока и не проблемы вовсе. А во-вторых, проекты, по которым в крае ведется строительство, были утверждены еще до вступления в силу ФЗ-261. А значит, и не подпадают под его действие.

В общем, заверили нас, надо решать проблемы по мере их поступления. Уважая такую точку зрения специалистов, заметим все же, что когда-то ведь начнут воплощаться новые строительные проекты, да и народную мудрость «Доверяй, но проверяй» тоже никто не отменял. И не окажется ли так, что к тому времени, когда возникнет настоятельная потребность в работе энергоаудиторов, механизмы их работы так и не будут до конца определены? Что тогда? И в чем смысл разработки громких программ с многотриллионным бюджетом, если не определены основы основ выполнения закона? Никому ведь не приходит в голову заниматься отделкой дома прежде, чем заложен его фундамент.

Тогда же, в июне, Виктор Осокин, член президиума НП «СоюзЭнергоАудит», в беседе с нашим корреспондентом заявил: «У меня возникают опасения, что новый закон ждет та же судьба, что и Закон «Об энергосбережении» 1996 года: он был принят, но реально так и не заработал, все ушло в разговоры».

С принятия нового закона прошел почти год. Следим за ситуацией.

Сообщения с форума:
сообщений нет

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Также смотрите:

На главную >> Законотворчество >> Законодательный вираж