Skip to content

На главную >> Законотворчество >> Малый бизнес теряет госзаказ
Малый бизнес теряет госзаказ
Разместил(а) Редакция
Законотворчество
21.09.09 18:37

Система саморегулирования в строительстве, равно как и система государственного допуска к торгам, несовершенна и подрывает основы малого и среднего бизнеса.

В новых экономических условиях частный оптовый инвестор с рынка ушел, и объемы строительства у частных застройщиков сократились. Но от застройщиков зависело множество малых и средних предприятий, выполнявших отдельные виды работ по субподряду. Сегодня многие из этих компаний лишились своих традиционных заказчиков и работ.

В помощь строительной отрасли разрабатываются государственные программы. Упавшие объемы частного инвестирования предполагается заменить государственным строительством для социальных нужд. Распределение объемов работ по этим программам ведется через госзаказ, и роль его для строительных компаний резко возросла.

О проблемах госзаказа сказано много. Регламентирует его закон № 94-ФЗ. В строительстве госзаказ сориентирован исключительно на экономию средств, и одной из самых серьезных проблем стал демпинг. Недобросовестные компании, не способные и не намеренные качественно выполнять работу, сбивают цену госзаказа до нереальных величин. Добросовестные компании работы лишаются. Госзаказчик, сэкономивший на этом этапе, вскоре вынужден проводить новый конкурс — на повторное выполнение той же работы.

Все попытки поставить демпингу барьер пока заканчиваются неудачей. Последняя по времени мера — электронные аукционы, исключившие непосредственный контакт конкурсантов. Представлялось, что это устранит лежащее в основе демпинга вымогательство денег фирмами-однодневками с реальных исполнителей. Но эта попытка тоже не принесла желаемого эффекта, демпинг процветает и на электронных аукционах.

Пока госзаказ — единственная область, где эта проблема, мешающая работе профессионалов, обрисовалась жестко. Но вскоре появится еще одна, по объему, пожалуй, не меньшая. Немалое число предприятий малого и среднего строительного бизнеса обеспечивают работой естественные монополии. Это предприятия энергетики, нефтегазового комплекса, железная дорога. Они и в новых экономических условиях выполняют обширные программы развития.

Пока естественные монополисты не связаны законом 94-ФЗ и могут выбирать исполнителей по собственному усмотрению. Порой это приводит к злоупотреблениям — ведь владельцем контрольного пакета акций является государство, и для наемных управленцев компании-монополисты — государственные, то есть чужие. Для устранения злоупотреблений в ближайшее время будет принят третий антимонопольный пакет законов, который уравняет заказы естественных монополий с госзаказом. И в заказы естественных монополий придет демпинг.

Самым эффективным инструментом противодействия демпингу называют саморегулирование. Действительно, СРО не заинтересованы в некачественном выполнении работы своими членами, в подрыве репутации организации. И они имеют эффективные инструменты воздействия на своих недобросовестных членов. К примеру, в красноярском партнерстве малого и среднего строительного бизнеса НПРиКРстрой создана комиссия по этике. Ее основная задача — недопущение демпинга.

Но действующее законодательство может вообще лишить малый и средний строительный бизнес доступа к госзаказу (а вскоре и к заказам естественных монополий), несмотря на постоянные громкие декларации о поддержке предпринимательства. Причина — несовершенство законодательства о саморегулировании, в частности, не вполне корректно определенные виды деятельности строительных компаний.

Пока в строительных лицензиях имеется такой вид деятельности, как генеральный подряд. Для некоторых фирм он является основным. Бывает, что генподрядчики вообще не строят своими силами, а нанимают субподрядчиков на все виды работ, обеспечивая тем самым работой значительное количество предприятий малого и среднего бизнеса.

Генподряд действующим законодательством не отменен. В Гражданском кодексе ему посвящена статья 706, подробно рассматривающая отношения генподрядчика и субподрядчиков. Если из закона или договора не вытекает обязанность подрядчика лично выполнить работу, то он вправе привлечь субподрядчиков. Ответственность и перед заказчиком за действия субподрядчиков, и перед субподрядчиком за действия заказчика несет генподрядчик. То есть генподрядчик не посредник, как это иной раз подается, а организатор работ.

В конкурсной же документации список требуемых видов работ зачастую составляется не на основе Гражданского кодекса, а в соответствии с нормативными документами, регламентирующими деятельность СРО. Несмотря на то, что требования этих документов станут обязательными только с 1 января 2009 года.

По нормам СРО виды деятельности определяются Перечнем видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Он утвержден приказом Минрегионразвития № 274 от 9.12.2008 г. Перечень содержит список 35 видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту зданий и сооружений. Но в нем отсутствуют такие виды деятельности, как генпроектирование и генеральный подряд.

Государственный заказчик генподряд в свой список не включает, а требует от конкурсантов наличия допуска ко всем указанным в списке работам. При отсутствии одного из видов предприятие к конкурсу не допускается. Раньше отдельные виды работ выполнялись специализированными организациями. Для некоторых видов работ и сейчас такое требование вводит законодательство о технической безопасности, то есть одна компания в принципе не может выполнять все включенные в Перечень виды работ. Даже при наличии вида деятельности в допуске СРО она обязана нанять на субподряд специализированную организацию.

Закон не запрещает привлечение субподрядных организаций. Требование наличия допуска ко всем необходимым для выполнения работ видам деятельности объясняют необходимостью контроля над работой субподрядчиков. Но численные и квалификационные требования к контролерам оказываются столь же высокими, как к исполнителям, хотя генподрядчик несет полную материальную ответственность за работу субподрядчиков и сумеет самостоятельно организовать контроль. Например, привлечь сторонних экспертов. А для многих работ это и не требуется. Зачем, к примеру, контролировать снос здания, если его ведет имеющее допуск субподрядное предприятие?

Допуск к тому или иному виду работ — не формальность. СРО не может выдавать его произвольно. П. 8 ст. 55.5 Градостроительного кодекса требует, чтобы по каждому виду работ в компании имелось не менее трех работников с высшим или пяти со средним профессиональным образованием. Стаж работы по специальности должен составлять не менее чем три года для работников с высшим и не менее чем пять лет для работников со средним профессиональным образованием.

Получается, что для допуска ко всем видам работ предприятие должно иметь 105 инженеров, причем специализирующихся на строго определенных видах работ. Это не под силу не только малым или средним, но и многим крупным организациям. Как правило, список работ в компании не превышает пяти. А список заказчика по любому мало-мальски интересному объекту содержит 10-15 позиций.

Инициаторы саморегулирования предполагали, что объединившиеся в СРО малые компании смогут на равных конкурировать с крупными фирмами. Но СРО — организация некоммерческая и участвовать в торгах не может, а отсутствие генподряда не позволяет малым предприятиям участвовать в конкурсных процедурах, даже если СРО в целом имеет весь необходимый перечень работ.

Фактически роль генподрядчиков отведена только очень крупным компаниям, имеющим возможность нанять требуемое количество специалистов. То есть роль малых и средних предприятий сведена исключительно к их обслуживанию, возможность самостоятельной деятельности перекрыта. А это значит, что малое предприятие никогда не вырастет до крупного.

Даже у крупных компаний возникла проблема. Инженеров нет, и взять их негде. Казалось бы, очевидный путь – принимать на работу выпускников строительных вузов, направлять на учебу своих специалистов. Это, кстати, предусмотрено принятой во исполнение закона № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» Концепцией организации профессионального обучения и квалификационной аттестации руководящих работников и специалистов строительства в СРО: «Специалисты, не имеющие требуемого профильного профессионального образования, направляются организацией, входящей в НП, на профессиональную переподготовку в учебное заведение, имеющее заключенный с НП договор».

Речь в концепции идет именно о строительных компаниях. Но действующее законодательство перекрывает этот путь. Человек, проучившийся пять лет в вузе, специалистом не считается, нужен большой производственный стаж.

Под угрозой оказался не только доступ малых и средних предприятий к госзаказу. Если крупная компания, ранее обеспечивавшая работой десятки, а то и сотни предприятий малого бизнеса, набрала необходимый для получения допуска к выполнению определенного вида работ штат ИТР, то ей надо загрузить его работой. Найти рабочих проще, чем инженеров. Соответственно компания начнет выполнять эти работы собственными силами, а малый и средний бизнес теряет работу и в частном строительстве.

К закону о саморегулировании набралась критическая масса замечаний. Дошло до того, что один из самых твердых приверженцев введения саморегулирования, глава комитета Госдумы по собственности Виктор Плескачевский, предложил отложить на несколько лет замену лицензирования в строительной отрасли на саморегулирование. Но, наверное, это не лучший выход — процесс уже запущен и сделано многое. Надо только навести порядок в законах.


yrchenkoВладимир Юрченко, председатель правления НПРиКРстрой, генеральный директор ООО Трест «Красноярсктрансстрой»:

— Нельзя не согласиться с г-ном Плескачевским, что к закону о саморегулировании накопилась критическая масса замечаний. Входить в новый год с таким законом нельзя. Отсутствуют многие необходимые подзаконные акты. Но это вовсе не значит, что надо тормозить введение саморегулирования и передвигать срок отмены лицензий. Закон надо немедленно дорабатывать. Этому будет способствовать быстрейшее создание СРО. Появятся организации, способные заниматься совершенствованием законодательства и заинтересованные в этом. Будет нарабатываться опыт применения законов.

Сегодня задержка регистрации СРО не позволяет провести съезд, который должен сформировать орган, работающий с правительством и федеральными законодателями. Приостановка процесса станет большой ошибкой, подрывающей саморегулирование. А введено оно будет в любом случае.

Сообщения с форума:
сообщений нет

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Также смотрите:

На главную >> Законотворчество >> Малый бизнес теряет госзаказ