Skip to content

На главную >> Законотворчество >> Красноярскую агломерацию создают по меркам Парижа
Красноярскую агломерацию создают по меркам Парижа
Разместил(а) Редакция
Законотворчество
14.07.09 01:00

01Новый вариант документов территориального планирования Красноярской агломерации учитывает замечания красноярских архитекторов и закладывает реальные способы обеспечения высокого качества жизни населения. 7 июля в Красноярском отделении Союза архитекторов состоялось обсуждение уточненного варианта схемы территориального планирования Красноярской агломерации.

Документы представил московский институт «Гипрогор». Из красноярских архитекторов присутствовали Арэг Демирханов, Борис Шаталов, Михаил Киселевский, Эдуард Панов, Владимир Крушлинский, Аркадий Супоницкий, Юрий Суздалев. В обсуждении принимал участие директор по развитию ГПКК «Корпорация «Красноярск-2020» Вячеслав Полищук.

Открывая обсуждение, Полищук сказал, что ему очень нравится идея «Гипрогора» взять за основу проекта Красноярской агломерации генеральный план Парижа. По его мнению, обоснование схожести городов выглядит убедительно.

«Гипрогор» передал в правительство края концепцию схемы территориального планирования, которая и стала предметом обсуждения красноярского экспертного сообщества. Представленный проект выглядел впечатляюще. Не масштабом агломерации — теперь она рассчитывается на население в 1,5 млн. человек вместо 2 млн. в первоначальном варианте. Впечатление произвела глубина проработки и внимание к деталям.

Новый вариант проекта сильно отличается от предыдущего. Московские проектировщики учли замечания, сделанные красноярскими архитекторами на предыдущем обсуждении в начале года.

Генеральный директор «Гипрогора» Михаил Грудинин сообщил, что институт рассматривает работу над схемой территориального планирования не только как градостроительную задачу, но и как разработку крупного инвестиционного проекта, поскольку функционирование экономики во многом зависит от рационального планирования территории. Агломерация рассчитана на многие десятилетия и тысячи проектов, поэтому основной принцип ее территориального планирования: «Мысли глобально, действуй локально». Проект агломерации должен повышать  конкурентоспособность территории в части привлечения средств федерального бюджета.

Москвичи составили план текущего состояния территории и провели многофакторный анализ комплексной оценки территории, выявили планировочные ограничения. Ранее, по словам Грудинина, такая работа в Красноярске не проводилась. Кроме собственно проектировщиков-градостроителей, к работе над схемой территориального планирования привлекались главный экономист института Эмма Вайнберг и специалист по разработке природно-экологического каркаса Олег Фадеев.

Экологический аспект для Красноярской агломерации особенно важен, поскольку город входит в десятку наиболее загрязненных городов России. Поэтому формирование природно-экологического каркаса Красноярской агломерации — задача сложная. Строго говоря, загрязнена вся городская территория. Михаил Грудинин: «Где в Красноярске можно жить? Правильный ответ: нигде».

Мы уже писали об этой проблеме. Например, о Черемушках, в которых экологическая экспертиза запрещает строительство из-за превышения ПДК по канцерогенным веществам в сотни раз («Строитель» № 338 от 26.05.2009). Как мог появиться жилой массив в зоне шлейфа десятки лет существовавшей КрасТЭЦ? Похоже, тех, кто проектировал этот район, вопросы экологии, благополучия и здоровья горожан интересовали намного меньше, чем нынешних проектировщиков.Представленный проект агломерации основан на существующей системе расселения. При этом закладывается уникальный транспортный норматив — 500 автомобилей на 1000 человек населения. Ни в один документ территориального планирования в России столь высокий норматив не заложен. Даже во Владивостоке, реально имеющем сегодня 524 автомобиля на 1000 человек, в документы внесена норма 250 машин. В Екатеринбурге, уже имеющем 300 автомобилей, эта цифра заложена в генплан до 2015 года.

Занижение норматива приводит к распродаже земли вдоль транспортных магистралей и к невозможности решения транспортной проблемы в будущем. В Красноярске сегодня 384 автомобиля на 1000 человек, так что сделан неплохой запас. Кроме личного и общественного автомобильного, в пределах агломерации рассматривается использование водного, железнодорожного и воздушного транспорта. Проектировщики проанализировали связи между населенными пунктами в пределах агломерационного соглашения и добавили Железногорск. Транспортная доступность составляет 1,5 часа, что соответствует радиусу 60 км от Красноярска.

Эмма Вайнберг показала основные подходы, заложенные в проект. Разработчиками изучены ограничения и приоритеты на территории агломерации — связанные со сложившимся расселением, санитарные и природно-экологические. С учетом антропогенных ограничений выделены зоны, относительно благоприятные для жилищного строительства, размещения предприятий малого и среднего бизнеса и производственных объектов. Последние находятся на экологически неблагополучных территориях, например, в районе Крастяжмаша, в северо-восточном направлении и в Сосновоборске. Для особо вредных производств определена площадка в районе станции Кача, где находится объект Минобороны.

На основании комплексной оценки предложена концепция пространственного развития территории. В районе Шуваево обозначена площадка опережающего развития. Кроме того, такой площадкой является Железногорск.

Выделен лесопарковый пояс, который обязательно должен быть сохранен. Он призван обеспечить разрыв между Красноярском и остальной застройкой. Специалисты «Гипрогора» считают, что существующая ситуация с большим количеством внедрений в эту зону чрезвычайно опасна. В составе проекта есть и схема объектов историко-культурного наследия.

Вайнберг попросила красноярских архитекторов высказать мнение о долине Енисея и перспективах его правого берега в пределах Красноярска. Это малоблагоприятная территория для жилищной застройки. Долина Енисея достаточно широкая, но она является коридором сбора и распространения всех производственных атмосферных выбросов, задымления. В то же время это водоохранная зона, зона охраны водозаборов.

Обсуждение получилось бурным. В конечном счете, все сошлись на необходимости освобождения правого берега от промышленных предприятий — от Предмостной площади до восточной границы Красноярска. Хотя Юрий Суздалев заметил, что ряд предприятий перенести невозможно — завод цветных металлов, оборонные предприятия. Но в прибрежной полосе таких предприятий нет.

Арэг Демирханов отметил, что, кроме предприятий, проблемой правобережья является рассекающая его железная дорога. Через Транссиб надо сделать не один акведук на ул. Мичурина, а десять. А лучше трассу накрыть или закопать. Москвичи ответили, что рассматривается вариант ее ликвидации с переносом всех и грузопассажирских потоков на северную трассу.

По мнению большинства участников обсуждения, жилью на этой территории не место – промышленные предприятия уже создали высокий уровень загрязненности. Для строительства придется снимать грунт на несколько метров в глубину. Наилучшим вариантом будет рекультивация земель и создание на этой территории парковой зоны. Борис Шаталов допускает и другие варианты: на набережной самая дорогая земля, поэтому даже снятие и замена грунта на значительную глубину может оказаться экономически целесообразным.

Важнейшим элементом агломерации являются транспортные артерии. Дорожные обходы города уже есть. Нет только южного, но он объективно невозможен в силу рельефа. Поэтому поток юг-восток будет направлен на северный обход. Предложено строительство нескольких новых дорог, моста в районе Железногорска и реконструкция дороги по левому берегу. При этом для разгрузки транспортных магистралей и мостов предусматривается ограничение уплотнения застройки по правому берегу.

Внешние связи агломерации направлены на север, к месторождениям полезных ископаемых. На этом направлении существует только автомобильный и водный транспорт. Предложено круглогодично использовать суда на воздушной подушке, которые может выпускать Красноярский судостроительный завод, и дирижабли, для производства которых есть база в Подгорном. Возможность использования дирижаблей рассматривается не только в Красноярском крае, и продукция такого производства будет востребована. Ими интересуются не только грузоперевозчики, но и МЧС, и туристические компании, и лесозаготовители.

Проанализирована комплексная транспортная схема в городе. Существующая схема рассчитана на 205 автомобилей на 1000 жителей, то есть значительно меньше, чем есть на самом деле. Кроме того, в ней не предусмотрены внешние агломерационные связи. Разработана новая схема с реконструкцией и достройкой ряда магистралей, созданием новых развязок и магистралей непрерывного движения.

Строящуюся линию метро предлагается за пределами Красноярска вывести на поверхность и линии «легкого метро» продлить до новых территорий агломерации — Шуваево, аэропорта через СФУ, Сосновоборска и Железногорска в полосе отвода железной дороги.

По схеме природно-экологического каркаса серьезных замечаний не было и на обсуждении предыдущей версии. Но сейчас группа Фадеева добавила данные комплексного обследования территории по загрязненности воздушного бассейна и выделила зону наибольшей загрязненности воздуха в безветренную погоду. Обозначили и зону загрязненности подземных вод. Это три участка общей площадью 17 тыс. га. Определены рекреационные и буферные территории, способные оказывать благоприятное воздействие на загрязненные территории.

В ходе обсуждения Михаил Киселевский отметил, что подход к градостроительному проектированию объективно должен измениться. Раньше основой была схема размещения производств, и без разрешения Госплана проектирование не начиналось. Сегодня размещением производств занимается частный бизнес, поэтому основой градостроительной документации должен быть инфраструктурный проект. А бизнес будет привязывать к нему свои планы. И генплан должен разрабатываться непрерывно.

Арэг Демирханов отметил великолепно сделанную транспортную часть и поддержал предложение запрета распродажи еще не проданных земель на территории агломерации.  Полищук обратил внимание на то, что только в рамках глобального проекта, каковым является агломерация, можно вылечить Красноярск от застарелых болезней. Например, преобразовать правобережье.

Грудинин отметил проблему старения жилья первых индустриальных серий. В Красноярске свыше 11 млн. кв. м отслужили нормативный срок. Аналогичная картина наблюдается по всей России. Но денег на снос и расселение этого жилья нет, и в 2003 году правительством РФ был установлен запрет на объявление этого жилья ветхим или аварийным: «Количество такого жилья теперь нарастает по экспоненте. Ветхое и аварийное жилье — первоочередная задача». Он сообщил, что созданная в Москве для этих целей специализированная компания готова разработать программу для Красноярска. Это не совсем агломерационная работа, но ее тоже необходимо решать. И здесь нужна политическая инициатива.

Итоги обсуждения резюмировал Вячеслав Полищук. Он предложил одобрить представленную концепцию Красноярской агломерации. Добиваться введения моратория продажи земли до утверждения схемы территориального планирования агломерации, которое планируется в ноябре этого года. Необходима информационная кампания в СМИ о ведущейся работе. Союз архитекторов и его членов  рассматривать как координаторов разработки схемы территориального планирования. Рекомендовать красноярскую организацию Союза архитекторов в качестве экспертного совета по вопросам градостроительства при будущем органе управления Красноярской агломерации — Совете глав муниципальных образований. Усилить акцент на развитие ядра агломерации — Красноярска.

Союз архитекторов, в свою очередь, принял решение подготовить пояснительную записку о градостроительных проблемах Красноярска и направлениях их решения в рамках проекта Красноярской агломерации.

Красноярские архитекторы, год назад с опаской относившиеся к приглашению московских проектировщиков и допускавшие, что мнение местных специалистов может быть не услышано, высоко оценили работу коллег. Точнее, совместную работу московских и красноярских градостроителей — независимая экспертиза и грамотные замечания являются неотъемлемым атрибутом хорошей работы.


Борис Шаталов, председатель правления Красноярского отделения Союза архитекторов:

— Союз архитекторов показал себя как хорошая дискуссионная площадка. Московские проектировщики, часто бывая в Красноярске, общаясь с местными ахитекторами и консультируясь с ними, разобрались в материале и сделали отличный опорный план. Но работа на этом не заканчивается. Далее следует разработка конкретных проектов — от поселков до отдельных зданий. И здесь красноярское архитектурное сообщество не наменрено ограничиваться ролью экспертов. Необходимо расширять сотрудничество, и красноярские проектировщики на конкурсной основе будут в полной мере участвовать в дальнейшей работе.

Сообщения с форума:
сообщений нет

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
На главную >> Законотворчество >> Красноярскую агломерацию создают по меркам Парижа