Skip to content

На главную >> Законотворчество >> Властная энерго-не-эффективность
Властная энерго-не-эффективность
Законотворчество
10.03.13 14:47

450_energo.jpgРоссийское чиновничество провалило очередную утвержденную правительством программу. Иного мы от них и не ожидали.

Речь идет о шумно проанонсированном и закрепленном рядом законов федеральном проекте повышения энергоэффективности. К настоящему времени, по данным Минэнерго, экономия первичной энергии отстает от плана уже на 56%. Причем за два года целевой уровень не достигнут ни в одной из отраслей. Больше всего провалы в промышленности, транспорте и социальной сфере. И это при ежегодных бюджетных вложениях на эти цели в сумме семь миллиардов рублей!

– За два года реализации госпрограммы энергоемкость за счет ее мероприятий сократилась на 1,5% при целевом показателе 2%, – признал на недавно завершившемся Красноярском экономическом форуме заместитель главы энергетического ведомства Антон Инюцин, подтвердив тем самым крайне невысокую эффективность расходования выделяемых на эти цели бюджетных средств. Ну, при нашем уровне коррупции достижение 75% результата от плановых заданий – уже очень хорошо.

– Ускорить процесс могло бы серьезное повышение тарифов, – мечтают энергетики. Да вот печаль – президент против. Поскольку это сильно подорвет и без того скромный и уже сходящий на ноль экономический рост и спровоцирует дополнительную социальную напряженность. Но при сохранении существующей тенденции к 2020 году энергоемкость ВВП снизится на 20-22%, что в два раза меньше установленных ориентиров.

Сейчас по этому показателю Россия занимает 124-е место в рейтинге Международного энергетического агентства. Относительные энергозатраты у нас почти в два раза выше, чем в США, и на четверть больше, чем в Китае. На $1 тыс. ВВП в России затрачивается энергии на $476, тогда как в не менее холодных Норвегии – $262, Канаде – $375 и так далее.

Причем за последние десять лет энергоемкость экономики России сокращалась в основном за счет структурных изменений в народном хозяйстве и снижения доли ТЭК, который является одним из самых энергозатратных. Закрытие промышленных предприятий, безусловно, отражается на показателях энергоэффективности. Но рады этому только захватывающие наши рынки зарубежные производители аналогичной продукции, да их лоббисты в российских властных верхах.

– Технический прогресс дал всего 4% снижения, – признал Антон Инюцын. – С началом кризиса влияние этого фактора замедлилось.

Правовые и организационные недочеты

Именно это называют одной из главных причин провала реформы.

– Закон об энергоэффективности – это закон о «лампочках», – иронизирует глава Агентства по прогнозированию балансов в электроэнергетике Игорь Кожуховский. – Для большего не готова нормативная база. К примеру, в бюджетной сфере энергосервисные контракты и бюджетные процедуры вообще не стыкуются. Бюджетное планирование и тарифное регулирование – годовые, а энергосервисный контракт заключается на три года. Если говорить о более общих вопросах, то показатели эффективности записаны на федеральном уровне и на уровне региональных программ, но между собой они не сопоставлены...

– С момента выхода Закона 261-ФЗ в силу отсутствия подзаконных актов и необходимых регламентов СРО были вынуждены заниматься разработкой своих стандартов, которые при отсутствии внятной позиции Минэнерго внедрялись в жизнь. Все это впоследствии вполне ожидаемо вылилось в массовые отказы по регистрации энергетических паспортов, – считает кандидат технических наук, доцент Сибирского федерального университета Денис Михеев. – Чтобы поправить положение, спустя почти три года Минэнерго в конце концов созрело для выкладки информационного материала по разъяснению отдельных положений законодательства в области энергетического обследования. Но такая длинная проволочка привела к существенной потере времени и качества работ.

– Энергетическое ведомство до сих пор, по сути, иногда тормозит процесс реализации программ сбережения, – отмечает директор СРО НПСРпроект Александр Камина. – К примеру, получив пакет из нескольких десятков паспортов, они зачастую проверяют лишь полдюжины из них и при наличии нескольких замечаний заворачивают назад все. В результате реализация мер по экономии энергии откладывается по всем предприятиям и организациям.

Еще одна причина провала программы энергосбережения в том, что у нас она, в отличие от иных стран, не подкреплена соответствующими налоговыми льготами, а федеральное финансирование на эти цели «размазано тонким слоем по всей стране», а не сконцентрировано в прорывных секторах.

– Стимулирование промышленности к снижению энергозатрат обсуждалось в рамках госпрограммы, но не нашло поддержки в Минфине, – свидетельствует Игорь Кожуховский.

Кто бы сомневался, что тамошние чиновники являются рьяными последователями родоначальника британского консерватизма Эдмунда Берка, считавшего, что экономия состоит не в сбережении, а исключительно в отборе.

– А чтобы добиться энергосбережения в бюджетной сфере, требуются настолько колоссальные вложения, что ставится под вопрос реальность самой программы, – уверен Денис Михеев.– Потому энергоэффективность и бюджетные учреждения располагаются по разные стороны «поля боя».

Менталитет не перешибешь

Российский народ всегда с подозрением относился к инициативам властей, попытками «железной рукой» привести «неразумных» к счастью. Достаточно вспомнить «картофельные» бунты крестьянства против «земляных яблок», сотрясавшие нашу страну вплоть до середины  XIX века. Такое впечатление, что спустя полтора столетия в этой части ничего не изменилось.

– Запущенные программы имеют не очень естественный характер. Навязываются сверху, а не вытекают из логики процесса, вызревшей необходимости их реализовывать, – уверен Александр Камина. – Потому возникает внутреннее сопротивление. Руководители воспринимают это как насилие по проведению энергообследований, что отнимает внимание и силы от гораздо более важных вещей. Принимают в штыки, потому что им не до этого. А нужна обратная ситуация. Чтобы была острая потребность реализовывать энергосберегающие мероприятия.

Кроме того, до сих пор у нас существует превратное понимание широты русской души, щедрости, граничащей с расточительством и безалаберностью. Нежелание демонстрировать грошовую экономию – просто выключить свет, прикрутить текущий кран – в сумме приводит к громадным потерям для народного хозяйства. Как на производстве, так и в быту.

– Проведение энергополитики в жилищном секторе крайне затруднено как со стороны законодательной базы, так и со стороны человеческого фактора, – согласен Денис Михеев, – сколько «добровольцев» установило самостоятельно счетчики учета холодной и горячей воды, заменило счетчики электроэнергии на отвечающие НТД? А сколько людей, после «уравниловки» коммунальных платежей между жильцами дома, задумались об установке приборов учета в своей квартире? При этом проведение энергоаудита весьма затруднительно – не каждый собственник жилья пустит на порог своей квартиры, не говоря уже об исполнении мероприятий по энергосбережению в перспективе.

Видимо, вслед за французом Арманом Салакру русский народ считает, что экономия – это способ тратить деньги без всякого удовольствия. А так жить нам не по нраву.

Формальный подход

Все вышеперечисленное приводит к тому, что воплощается еще одна чисто российская традиция, когда несовершенство закона компенсируется нежеланием его исполнять. Потому много энергопаспортов возвращается назад с весьма серьезными замечаниями. Причины: с одной стороны, невысокий профессиональный уровень и ответственность части энергоаудиторов, предлагающих крайне дешевый и потому некачественный продукт, с другой – желание директоров заплатить меньше, что приводит как к отсутствию реального энергосбережения, так и к необходимости дополнительных затрат на переделку документов.

Анекдоты в тему:
Российские законы требуют обхождение…

Закон сохранения денег:
— Единственное, что в деньгах сохраняется — это нужда.

Предприниматель находит бутылку, оттуда вылетает джинн:
— И ты что, ты все можешь?
— Да, хозяин.
— Тогда сделай мне энергопаспорт!
— Десять тысяч баксов, хозяин.

– Многие заказчики «заточены» на то, чтобы попросту «сделать бумажку», быстрее и дешевле отчитаться по мероприятию. В таких случаях суть энергоэффективности уходит на десятый план, заменяется имитацией процесса, – констатирует Александр Камина. – Стремление таких руководителей сэкономить приводит к работе с не очень компетентными исполнителями, которые за малую денежку напишут все что угодно. А реальное содержание, так получается, не нужно ни заказчику, ни энергоаудитору. Это просто обязательная часть документа, без которой он не будет принят.

– Как показало время, – согласен с этим мнением Денис Михеев, – при проведении работ большая часть энергоаудиторов преследует формальную цель составления энергетического паспорта объекта, при этом качество и полезность предложенных решений зачастую остается на втором плане. То есть во многом энергоаудит превратился в машину по тиражированию энергетических паспортов с типовым набором мероприятий по энергосбережению. Какой стаж требуется проектировщику для вступления в СРО? 5 лет. Какой стаж требуется энергоаудитору для вступления в СРО? 72 часа краткосрочных курсов по повышению квалификации. Не хочу никого обидеть, но вывод напрашивается сам собой. Бесспорно, есть в области энергоаудита сильные, грамотные и зарекомендовавшие себя игроки, но они в меньшинстве. Как правило, таковыми являются организации, в штате которых работают сотрудники из научной, производственной сферы, обладающие достаточным профессиональным опытом.

– А ведь реальных резервов энергосбережения достаточно много, – уверен Александа Камина. – Видимо, несмотря на постоянный рост тарифов, ситуация, когда ситуация с расходами на тепло и энергию дошло до «дальше не могу», еще не вызрела.

И до следования россиянам призыву Сэмюэля Голдвина не жалеть затрат, чтобы сэкономить на всем, на чем можно сэкономить, нам еще ох как далеко. Как и до понимания того, что экономишь не на том, что покупаешь дешевле. А на том, что не покупаешь лишнего.

Чем сердце успокоится

– Повысить энергоэффективность можно было бы за счет роста цен на энергоресурсы, которые в России в 2-3 раза ниже европейских, – мечтает ускорить «дозревание» директоров и собственников предприятий Антон Инюцин.

В данном случае имеется в виду либерализация государственного регулирования тарифов для промышленных потребителей. В частности, за счет включения в тариф зарезервированной мощности, которая часто превышает объем фактического потребления.

– Без роста тарифа вкладывать деньги в модернизацию фондов невозможно, срок окупаемости составляет в среднем 25 лет, – пытаются убедить власти и потребителей энергетики.

– Дешевый газ не стимулирует предприятия к экономии, – подыгрывает им Игорь Кожуховский, – это газовое проклятье. С точки зрения долгосрочных перспектив развития нам нужен дорогой газ.

Конечно, возможны и более конструктивные подходы. К примеру, обязать госбанки кредитовать исключительно энергоэффективные проекты и технологии. Либо на госуровне стимулировать энергосбережение и обновление основных фондов. Помочь делу способна организация вторичного рынка мощности, введение долгосрочных тарифов, поддержка энергосервисных компаний и тому подобные меры.

Однако, как помнится, менее двух лет назад во время визита в КНР тогда еще президент Дмитрий Медведев не нашел ничего лучшего, как одобрить тамошнюю энергосберегательную практику выключения света после десяти вечера.

– Достойный пример. Было бы неплохо, если бы российские губернаторы тоже так делали, – заявил Дмитрий Анатольевич.

В том, что на такое нынешние власти способны, как и на рост тарифов и ужесточение санкций за срыв предпринимателями энергоэффективных программ, я ни капельки не сомневаюсь. Но, видимо, в плане энергосбережения только на это и ни на что иное.

«Реформа энергетики, как и все реформы, которые проводили наши либералы, полностью провалилась» (Михаил Хазин)

«Запущенное сверху по русской привычке воспринимается как насилие, очередное изощренное издевательство власти над человеком» (А. Камина)

Анекдот-постскриптум:
– Как в России с электроэнергией?
– Воруют. Не платят.
– А что нового дала программа энергоэффективности?
– Больше воруют и меньше платят.

 

Сообщения с форума:
сообщений нет

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
На главную >> Законотворчество >> Властная энерго-не-эффективность