Skip to content

На главную >> Законотворчество >> Куда кривая выведет?
Куда кривая выведет?
Разместил(а) Редакция
Законотворчество
05.02.13 20:02

Дорожная карта «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства» презентована как программа модернизации отрасли. Однако этот план, скорее всего, может ее дестабилизировать.

Именно поэтому красноярское строительное сообщество выразило практически единодушное несогласие с ключевыми положениями данного документа. Для понимания причин этого достаточно сравнить, что намечается сделать в России, с тем, как те же самые вопросы регулируются в цивилизованных странах.

Землю – народу?

Так, к примеру, пункт 6 «дорожной карты» предлагает отмену категорий земель. Причем без учета мер по противодействию коррупции и спекуляции землями сельскохозяйственного назначения, а также иными участками, расположенными в непосредственной близости от населенных пунктов городского типа и в их границах.

Одно это способно спровоцировать противозаконное перераспределение земель, сравнимое как по методам, так и по разрушительной силе с периодом так называемого первоначального накопления капитала в 1990-е годы. По мнению ряда экспертов, все это не случайность. Скорее всего, налицо попытка создать хотя бы временно хаос в земельных отношениях, чтобы в этой неразберихе обогатиться.

Для сравнения: в Европе покупать сельхозземли можно только тем, кто занимается аграрным производством, причем с обязательным условием профильной профессиональной подготовки покупателя и наличия как средств производства, так и достаточного капитала. А на раннюю перепродажу сельхозучастков введены высокие, практически запретительные налоги. Даже в США, стране с высоким уровнем либерализма, выделены территории, где землю сельхозназначения можно приобретать только фермерам.

Нет качества без контроля

Не менее сомнительными являются и другие положения «дорожной карты». Так, пункт 13 предлагает отмену разрешительного порядка начала строительства, что, по сути, является легализацией самостроя. Во всех развитых государствах, напротив, разрешение на строительство получают только после одобрения проектной документации. В Европе, в отличие от нашей страны, архитектор – это один из важнейших участников строительства, что определяет уют и комфорт городской среды этой части света. При этом если перед возведением дома разрешение не было получено, его снесут с отнесением издержек на самовольного застройщика. В США «Разрешение на строительство» вместе с «Ведомостью проведения проверок», как правило, размещается на фасадной части строящегося объекта.

Пункт 17 «дорожной карты» предлагает отмену государственного строительного надзора. В условиях нашей страны это означает легализацию торговли актами строительного контроля. Ведь у нас фирмы частного стройконтроля могут в любой момент самоликвидироваться, что делает их ответственность во многом фиктивной. А вот в развитых странах нормой является привлечение госорганами высококвалифицированных специалистов к выполнению функций надзора, контроля и экспертизы. Там ответственность за подписанный акт проверки очень высока. Это не только репутация и карьера, но и материальные издержки. Если, например, эксперт зафиксировал любое отклонение несущих конструкций от проектного положения, то здание подлежит сносу силами застройщика и за его счет. Примером может служить Германия, где обычной практикой является строительство по строжайшим стандартам качества. Следствием этого является не только высокая надежность и безопасность, но и сокращение издержек на текущий ремонт во время всего срока службы объекта.

Пункт 18 «дорожной карты» предусматривает отмену обязательной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации подавляющего большинства социальных объектов. Фактически предлагается, чтобы все это (за исключением особо опасных, технически сложных и уникальных сооружений) проектировалось и строилось на полном доверии к исполнителям без учета возможных огрехов вследствие их недобросовестности либо недостаточной квалификации. При этом интересы да и жизнь тех, кто может оказаться под обломками рухнувших зданий, не учитываются вовсе. Очевидно, что количество аварий возрастет, а точно определить их реальных виновников будет почти невозможно. Даже непонятно, где гарантированно будет сохранена проектная документация со всеми сделанными при строительстве изменениями.

Данный пункт мало того что противоречит устоявшейся практике развитых стран, но может рассматриваться как глобальное покушение на качество строительства в целом. Как правило, на Западе экспертиза проектной документации более жесткая, чем в России. И проводится она чаще всего с учетом всего жизненного цикла здания, а не только как «фотография» текущего момента. Причем организационное начало в проведении экспертизы принадлежит именно государству. Но количество позиций, по которым производится проверка, там все же ограничено. В основном это генпланы, архитектура, конструктивные решения, включая инженерно-геологические изыскания, тепло- и звукоизоляцию, а также экология. Подобные принципы используются в США, Канаде, Японии, Германии и ряде других европейских государств.

Разум возобладает?

Понимание разрушительности ряда положений «дорожной карты» привело красноярский Союз строителей, ряд экспертных организаций, представителей власти и депутатского корпуса края к консенсусу в части подготовки в адрес Правительства России обоснованных возражений против ее принятия.

В федеральных министерствах и правительстве под влиянием негативных оценок данного документа бизнесом проходят дебаты о возможности пересмотра существующей программы. Обсуждаются предложения об изменении состава разработчиков данного документа и подготовке новых предложений по снижению административных препон в строительстве. Однако центральной точкой опоры в этих дебатах является оглядка на мнение строительного бизнес-сообщества России.

Кто победит в этих дебатах, пока не ясно. Поэтому для торжества здравого смысла необходимо, чтобы прогрессивная часть строительного сообщества не молчала, а активно и аргументированно выражала свое мнение по поводу решений, принимаемых отнюдь не в интересах нашей страны.

В.Л. ИГОШИН,
директор ООО «Нормстройпроект», кандидат технических наук, доцент

Сообщения с форума:
сообщений нет

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
На главную >> Законотворчество >> Куда кривая выведет?