Skip to content

На главную >> Законотворчество >> Листая Жилищный кодекс-3
Листая Жилищный кодекс-3
Разместил(а) Евгений СТРИГИН
Законотворчество
26.11.12 20:36

В статье «Листая Жилищный кодекс-2» («Строитель» № 24) речь шла о госжилнадзоре, как его представляет Жилищный кодекс. На бумаге текста закона все гладко и понятно. А как же реально функционирует государственный орган, который мы условно назвали жилищной прокуратурой?

Посмотрим. В нашем крае функцию госжилнадзора осуществляет Красноярская краевая служба строительного надзора и жилищного контроля. Три человека там заняты приемом и распределением писем граждан по отделам и контролируют прохождение этих писем. А число обращений граждан в последнее время каждый год увеличивается примерно на треть. За девять месяцев 2012 года поступило примерно 3 тысячи обращений граждан, более 50% обращений связано с жилищным надзором. Объем работы, как видим, нарастает, как снежный ком. Несмотря на то, что со стороны это кажется нарастанием проблем жилищного надзора, это же как минимум косвенно свидетельствует о доверии граждан этой службе (если бы не доверяли, не писали бы). Такое двойственное впечатление создается от 30%-ного роста числа обращений граждан.

В службе три отдела, которые осуществляют непосредственную работу госжилнадзора и разбираются с этими обращениями граждан: отдел по надзору за содержанием и эксплуатацией жилищного фонда, отдел надзора за энергосбережением в жилищном фонде, отдел надзора за организациями, управляющими многоквартирными домами.

Особо интересным мне показалось познакомиться с работой отдела по надзору за содержанием и эксплуатацией жилого дома. Этот отдел занимается вопросами, которые интересуют среднего горожанина чаще всего.

В отделе 10 инспекторов, начальник и его заместитель. И это почти на 8 тысяч многоквартирных домов Красноярска и центральной группы районов края. Вот на них-то (12 человек) и обрушивается основной вал обращений граждан. И вал этот имеет устойчивую тенденцию к резкому возрастанию. Пока отдел справляется.

Существенно улучшить ситуацию могли бы граждане, которые нередко «перескакивают» такую инстанцию, как управляющая компания. Происходит это примерно в 15% случаев обращений граждан. В результате у отдела существенно увеличивается объем работы, не уменьшается он и у управляющих компаний, их проверяют.

Порой возникают проблемы во взаимоотношениях в треугольнике гражданин – управляющая компания – служба строительного надзора и жилищного контроля. Порой задерживается решение проблемы, с которой гражданин обращается в службу, если проблему можно было бы решить в управляющей компании. Так и хочется посоветовать потенциальному заявителю: подумайте, может, сначала обращение следует написать все же в управляющую компанию, а в названную службу лишь потом, если будете не удовлетворены решением управляющей компании. И эта дилемма стоит перед сотнями красноярцев ежегодно. Одни проблемы с этим жильем, но без него еще хуже (шутка для разрядки).

А вообще-то, сейчас не до шуток. Управляющие компании, по словам начальника отдела, более или менее нормально реагируют на их предписания, но жилье и коммунальные сети изнашиваются быстрее, чем хватает средств на их ремонт. И этот нарыв нарастает. Нужна очень существенная помощь жилищно-коммунальному хозяйству, пока не поздно.

Напомню, что Владимир Путин провозгласил шесть лет назад несколько приоритетных национальных проектов, и среди них «Жилье». Планировалось:

– увеличение к 2010 г. объемов жилищного строительства в 2 раза, а в 2007 г. – на треть (до 56 млн. кв. м); увеличение доли населения, способного приобрести жилье, с 9 до 30%;

– увеличение к 2007 г. объема ипотечных кредитов более чем на треть (до 151 млрд. руб.) и снижение ставки по ипотечным кредитам с 15 до 11% в 2007 г. и до 8% в 2008-2009 гг.;

– выделение жилищных субсидий ряду категорий граждан;

– модернизация ЖКХ, увеличение к 2007 г. частных инвестиций в коммунальном секторе до 20% и снижение износа коммунальной инфраструктуры с 60 до 55%.

А что получилось? Получилось как всегда. Одна из наиболее значимых и сложных социальных проблем в России по-прежнему жилищная. Действительно, социальное жилье почти не строится, а коммерческое купить могут только богатые люди. Активная миграция населения из российской глубинки в мегаполисы оставляет вымершими деревни. К той же участи постепенно приближаются малые города России. Значит, строительство в них невыгодно, инвесторы вкладывают средства в города-миллионники. Но это все большая политика, а мы спустимся на землю.

Есть и более мелкие жилищные, но тем не менее актуальные проблемы. Например, решение вопроса самовольной перепланировки жилых помещений. Порой из двух- и трехкомнатной квартир делают «гостинки», которые сдают в аренду или вообще продают за существенно более высокую цену.

Это все часто небезопасно для всего дома. Но выявить нет возможности, потому что служба строительного надзора и жилищного контроля не наделена правом вхождения в квартиры и проверки возможной перепланировки без разрешения собственников жилья. Нужно что-то менять в законе, чтобы прекратить эту незаконную и рискованную практику.

Вот, пожалуй, пока и хватит. Можно сделать хоть какой-то вывод. Пора краевым властям задуматься о расширении и укреплении материально-технической базы службы строительного надзора и жилищного контроля. И не потому, что служба не справляется, а потому, что объем работы резко растет, а дело-то это важное – государственный жилищный надзор. Впрочем, это моя точка зрения, а краевой власти, как жирафу из песни Владимира Высоцкого, должно быть видней.

Желающие могут обсудить статью в Интернете по адресу: www.gazetastroi.ru/forum. Там же можно задать вопросы и подсказать, на каких вопросах лучше остановиться.

Сообщения с форума:
сообщений нет

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
На главную >> Законотворчество >> Листая Жилищный кодекс-3