Skip to content

На главную >> Законотворчество >> Прорыв или пузырь?
Прорыв или пузырь?
Законотворчество
23.10.12 00:04

Безобразное состояние дел с администрированием строительной отрасли страны наконец-то осознано в верхах. И Дмитрий Медведев вроде бы вознамерился исправить положение.

Дважды премьер-министру и один раз Президенту России для этого понадобился почти десяток лет пребывания на высших государственных постах. И 16 августа 2012 года он подписал Распоряжение за № 1487-р, утвердившее «дорожную карту» по улучшению предпринимательского климата в строительстве. Ну что же, как говорится, лучше поздно, чем никогда. Правда, слегка настораживает тот факт, что намерение сократить количество процедур, величину расходов и длительность времени, необходимых для реализации инвестиционно-строительных проектов, странным образом совпало с полным открытием наших рынков иностранцам. Недоброжелатели могут посчитать, что старается наша власть больше для чужих, чем для своих, иначе давно бы озаботилась наболевшими проблемами. Косвенным подтверждением этому могут служить акценты в заявлении президента НОССТРОЙ.

– Сообщество в кратчайшие сроки должно выработать меры, позволяющие конкурировать с иностранными специалистами на равных, – заявил Ефим Басин. – Но ПРЕЖДЕ (выделено редакцией) необходимо решить глубочайшие проблемы российской стройки – это устаревшая база нормативной технической документации, дефицит квалифицированных рабочих кадров, административные барьеры, препятствующие развитию строительства.

Ну конечно, сначала максимально облегчим процедуры работы на нашем рынке и лишь потом займемся конкурентоспособностью наших предпринимателей. Никак не в обратном порядке. Но все же, если программа «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства» и связана со вступлением России в ВТО, то уж лучше пусть будет так, нежели бесконечное продолжение административного удушения отрасли.

О чем речь?

 

План мероприятий, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 16 августа 2012 года, во многом можно считать эпохальным документом. Скажем, в нем впервые официально признается безусловный авторитет ежегодно издаваемого Всемирным банком рейтинга Doing Bussiness. А согласно ему в текущем году по показателям сложности и длительности получения разрешений на строительство Россия находится на одном из последних – 178-м месте в мире (из 183 возможных). Причем количество процедур, которые необходимо пройти, превышает полусотню со средним временем оформления всех документов в 423 дня. И эти оценки скорее занижены, чем завышены.

– Срок согласования разрешительной документации на средних размеров жилой дом составляет до 900 дней, – смело увеличивают в два раза оценку зарубежных экспертов специалисты НОСТРОЙ, – и стоит около 25 млн. легальных рублей, не говоря уж о скрытых выплатах.

По мнению Е. Басина, это одна из причин, почему мы по производительности труда в строительстве отстаем от иностранцев в 3-4 раза. Понятное дело, пока идут бесконечные согласования, то растут только затраты, а рабочие и техника простаивают.

– Национальное объединение строителей поставило перед собой задачу провести анализ существующих административных барьеров, и первый этап этой работы завершен, – продолжает президент НОСТРОЙ. – Выяснилось, что большинство согласительных процедур – это творчество местных властей, и если убрать хотя бы половину согласований, стоимость жилья может серьезно уменьшиться. Сейчас проводится второй этап исследования – на предмет информационной открытости органов власти, касающихся строительства. Уже выяснилось, что самым открытым оказалось правительство Перми...

К чести нашего регионального стройнадзора отметим: претензий к его открытости от журналистов не слышно. Так же, как и к стремлению этого ведомства разумно снижать административные обременения бизнеса. А вот к работе иных курирующих строительство региональных структур вопросов много. Хотя бы потому, что результаты их деятельности совсем не радуют. Ввод жилья падает, финансовые результаты стройиндустрии все хуже и хуже, индекс предпринимательской уверенности руководителей предприятий находится в устойчиво отрицательной зоне, и так далее.

Понимание того, где находится основной тормоз развития отрасли, в столице есть. Видимо, именно поэтому первый пункт плана мероприятий и гласит: «...в случае, если до 1 января 2013 г. не будут утверждены документы территориального планирования РФ и субъектов РФ, земельные участки, находящиеся в госсобственности, передаются в муниципальную собственность...». Логика документа понятна. Для местного самоуправления земля – один из основных источников дохода. Да и находятся эти власти гораздо ближе к народу. Немаловажен тот факт, что если борьба с коррупцией и ведется, то именно на этом уровне. Много ли вы слышали о завершенных и доведенных до приговоров дел против краевых бюрократов? А по муниципалам таковых – сотни. Значит, больше шансов на то, что коррупционная составляющая при выделении землеотводов будет сведена до разумного минимума.

Удар по всем фронтам

 

Среди иных важных и прорывных намерений верховной власти отметим следующие:

– исчерпывающий перечень административных процедур в сфере строительства, включая федеральные, а также установленные субъектами РФ, органами местного самоуправления, организациями коммунального комплекса, электросетевыми компаниями и так далее;

– исчерпывающие перечни федеральных и региональных норм, документов и техрегламентов, обязательных при проведении экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, госстройнадзора и стройконтроля при строительстве объектов и вводе их в эксплуатацию;

– уведомительный порядок начала строительства, когда при наличии у застройщика правоустанавливающих документов на земельный участок, документации по планировке территории и градостроительного зонирования, положительного заключения экспертизы по проектной документации строительство начинается в уведомительном порядке через 30 дней после рассылки соответствующих документов в адрес уполномоченных органов;

– сокращение сроков прохождения процедур по рассмотрению, согласованию и утверждению градостроительной документации, а также дифференциация сроков проведения экспертизы в зависимости от сложности объектов;

– поэтапное упрощение процедур ввода объектов капстроительства в эксплуатацию и так далее.

В целом программа «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства» насчитывает 21 пункт с дюжиной подразделов, целью которых заявляется достижение к 2018 году 34-й позиции в рейтинге Doing Bussiness с сокращением количества процедур, необходимых для получения разрешения на строительство, до 11, то есть в пять раз, сокращения времени прохождения всех документов до 56 дней, то есть в восемь раз. Правда, в отношении денежных затрат на регистрацию правительство поскупилось и запланировало сократить их менее чем в два раза. Но, как говорится, и на том спасибо, если все это будет сделано, в чем есть большие сомнения. Как-то сразу приходит на память заявление премьер-министра России трехлетней давности о том, «что стоимость квадратного метра жилья экономкласса не должна превышать 30 тысяч рублей. При этом такие квартиры должны быть «по карману» не менее 40% граждан». Об утверждении же нынешнего Президента от 15 марта 2004 года (после победы на тех выборах) о том, что для него «Это же последний срок. Чего же здесь сложного?», ныне как-то и вспоминать даже неприлично.

И потому присоединюсь к мнению скептиков, уверенных, что вся программа «дорожной карты» по улучшению предпринимательского климата в строительстве – это большой пузырь, который, по мере приближения сроков исполнения будет постепенно сдуваться до стадии, когда о нем все постараются поскорее забыть. Впрочем, сами по себе эти благие намерения правительства стоят того, чтобы их обсудить более подробно. Этому наша газета намерена посвятить одну из статей в следующих номерах. 

Авторство «дорожной карты» по улучшению предпринимательского климата в строительстве принадлежит рабочей группе при Агентстве стратегических инициатив (АСИ). Команду разработчиков возглавлял председатель совета директоров «Баркли» Леонид Казинец, большинство участников предприниматели (представители девелоперов «Система галс девелопмент», «СУ-155», «МР-груп» и т.д), а также чиновники от Минэкономразвития, Минрегиона, антимонопольной службы и аппарата правительства. Работа велась в соответствии с поручением В. Путина по кардинальному упрощению разрешительных процедур в строительстве.

– Чтобы попасть в «двадцатку» лучших стран по условиям инвестклимата, нам нужно сократить число различных разрешительных процедур – с 51 до 7. А количество дней, необходимых для получения всех согласований, – с сегодняшних 423 хотя бы до 35, – отметил тогда глава Правительства РФ, а ныне Президент страны.

Для облегчения достроительной экспертизы предлагается уже в этом году принять перечень CНиПов и СанПиНов и запретить проверять строительную документацию на соответствие любым дополнительным требованиям, а с 2015 года – перейти на систему еврокодов. По мнению разработчиков, это сократит 35 процедур и сэкономит предпринимателям 157 дней. В числе предложений также ряд других прорывных новаций, в том числе замена обязательной экспертизы новостройки страхованием объекта, массовая приватизация земли к 2014 году и так далее.

Сообщения с форума:
сообщений нет

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
На главную >> Законотворчество >> Прорыв или пузырь?
овощи и фрукты доставка