Skip to content

На главную >> Законотворчество >> Отменные перемены
Отменные перемены
Разместил(а) Редакция
Законотворчество
20.02.12 23:11

6 лет исполнилось Федеральному закону № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». До недавних пор он оставался единственным законом, регламентирующим организацию и проведение закупок для государственных и муниципальных нужд. За время своего существования закон претерпел такое количество поправок и изменений (местами даже противоречащих друг другу), что появились слухи о скорой его отмене.

Котировки не котируются

На самом деле слухи о скорой кончине 94-ФЗ оказались сильно преувеличены. Отменить его – значит автоматом отменить и более 30 правительственных актов, принятых на его основе. Поэтому с 1 января 2012 года отменен лишь запрос котировок и заменен на открытые электронные торги.

Запрос котировок упрощал процедуру торгов, цена которых не превышала 500 тысяч рублей. Для такой формы закупки не требовалось разрабатывать конкурсную документацию, а на рассмотрение заявок давалось от 4 до 7 рабочих дней. Решение принималось на следующий день после приема всех заявок. Однако эта система имела слабое место: заинтересованные лица могли влиять на исход торгов, ведь предложенные цены были известны до окончания срока приема заявок.

Тут же появились специалисты и консультанты, готовые сделать так, чтобы в торгах победили не те, кто предлагает лучшее качество по выгодной цене, а тот, от кого «откат» больше. Рекордно низкие цены подразумевали и небывало низкое качество выполнения работ. Были отработаны и схемы размещения заказа «только для своих»: достаточно заменить пару кириллических символов на латинские, и электронная система скрывает заказ от лишних глаз. Либо к товарам и услугам предъявлялись крайне специфические требования, выполнить которые мог только хорошо информированный поставщик.

Однако плюсов было больше. Одним из них можно считать оживление строительного рынка в регионах. Можно предположить, что оно тоже случилось благодаря не только частным инвестициям и ипотечным кредитам, но и притоку государственных средств в отрасль. Требования к претендентам на участие в торгах отсекали фирмы-однодневки и недобросовестные застройщики. Претендент на получение банковской гарантии в 30% от стоимости заказа должен был доказать свою состоятельность: представить документы о строительстве крупных объектов и допуск от СРО.

Впрочем, запрос котировок мало влиял на строительный рынок. Он был актуален разве что при закупке канцелярии для офисов и ватмана для кульманов. С 1 января 2012 года процедуру упростили и обезопасили от коррупционной составляющей еще больше – она заменена на открытый аукцион в электронной форме. Сумма заказа тоже увеличена – теперь она составляет 3 миллиона рублей вместо 500 тысяч.

Раз-два-три: 223

Пока в существующий ФЗ-94, под действие которого подпадают все предприниматели, независимо от формы собственности предприятия, вносили поправки и спорили, исчерпал он себя или нет, был принят и даже вступил в действие Закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Этот закон распространяется только на госпредприятия или ОАО с государственной долей, дочерние компании с долей участия в уставном капитале вышеуказанных лиц от 50% и более, а также на учреждения и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в области энерго-, газо-, теплоснабжения.

Если по Закону 94-ФЗ информация по закупкам размещалась по мере необходимости, то по Закону 223-ФЗ заказчик обязан представить годовой план и уже не отступать от него. А если закупки касаются чего-то инновационного и высокотехнологичного, то план должен быть пяти-, а то и семилетним.

Говоря коротко и по-русски, вместо одного закона для всех, имеем два: один для людей и второй – для узкого круга посвященных. Таким образом, достигнут разумный компромисс между интересами сотрудников различных министерств, привыкших распоряжаться средствами госбюджета как своими собственными, и общественности (которая на волне протестных настроений привыкла совать свои юридически грамотные носы туда, где им не очень рады), оставлена иллюзия контроля над происходящим. А круговорот бюджетных средств в природе вернулся в прежнее русло.

Правда, возникает закономерный вопрос: а не наблюдаем ли мы начало национализации крупных частных компаний? Ведь между строк явно читается: государственные деньги мы дадим только государственным компаниям. Или наполовину государственным. Ну, хотя бы дочерним, но все равно государственным. Хочешь дополнительных инвестиций? Продай контрольный пакет!

Конечно, время покажет, к добру это или к худу. Но мы же помним крылатую фразу: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».

Екатерина ЗЕМЛЯНСКАЯ

Сообщения с форума:
сообщений нет

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
На главную >> Законотворчество >> Отменные перемены