Skip to content

На главную >> Стройиндустрия >> Новый «железный век»
Новый «железный век»
Разместил(а) Редакция
Стройиндустрия
12.07.10 19:02

История архитектуры как увеличение металлоемкости

История многомерна. И с древнейших времен она осмыслялась людьми не только как взаимоотношения с миром богов и героев, но и как взаимоотношения с тем или иным материалом. Камень, бронза, медь, железо в самом буквальном смысле становились стержнем эпохи. И история архитектуры дала тому едва ли не самые яркие примеры. Ее развитие, да простят нас творцы-архитекторы, можно описать как нарастание металлоемкости.

Если шедевры древнего зодчества ценны для нас среди прочего и тем, что построены без единого гвоздя, то знаковые сооружения XX немыслимы без металлоконструкций. Технологический прорыв в этой области обычно связывают с началом промышленной революции, когда крупные сталелитейные производства положили начало массовому производству стандартных профилей – тех самых двутавровых, швеллерных, угловых, которые до сих пор используются на любой стройплощадке.

Однако история металлоконструкций началась гораздо раньше. Известно, например, что купол Успенского собора в Московском Кремле, построенного в XII веке, держится на затяжках из кричного железа. А в храме Василия Блаженного потолок между притворами поддерживается сложной конструкцией из железных стержней, работающих на изгиб, сжатие и растяжение. Специалисты утверждают, что техническое решение XVI века достойно лучших современных образцов: сечения деталей точно соответствуют характеру нагрузки.

Окончательный шаг в утверждении металлоконструкций в практике массового строительства был связан с повышением этажности. Высотную застройку сделал возможным перенос основной нагрузки со стен на металлический каркас. Именно по такой технологии были построены первые небоскребы Нью-Йорка: первое 11-этажное здание, появившееся на рубеже XX века, и знаменитый Empire State Building в 102 этажа, строившийся всего три десятилетия спустя с фантастической скоростью – 4,5 этажа в неделю. Оба сооружения выдержали самую жесткую проверку на прочность. Первое почти сразу после завершения атаковал ураган, который архитектор мужественно переждал на крыше своего творения. А в 102-этажную высотку в 1945 году на уровне 79-го этажа вонзился бомбардировщик. Здание устояло.

В СССР, за исключением московских высоток сталинского «призыва», аналогичные технологические решения использовались только при строительстве промышленных объектов. С падением «железного занавеса» они проникли в жилую и офисную застройку, где востребованными оказались не только прочность, скорость возведения, но и необычный дизайн. Демоверсиями стали столичные жилые комплексы с фантастической геометрией.

В Красноярском крае первым высотным зданием, возведенным по технологии несущего металлокаркаса, был завод по производству кремния в Железногорске. Его высота 54 м. Первый образчик жилой застройки с той же высотой и конструктивными решениями – жилой комплекс «Фрегат НЕО» компании «Сиблидер» – строится только сейчас.

– Этот жилой комплекс был для нас своего рода пробным камнем, – говорит Дмитрий Папирный, главный инженер ЗАО «Стальмонтаж», выполняющего работы по монтажу металлоконструкций. ­– Но уже сейчас понятно, что направление это очень перспективное. Работы идут без сбоев, и если подобные проекты будут появляться в городе и дальше, вряд ли мы столкнемся с чем-то невыполнимым или крайне сложным.

По оценке Дмитрия Папирного, металл выигрывает в конкуренции с традиционным железобетоном во многом: в простоте и скорости монтажа, в затратах и рисках при перевозке и складировании (даже нарушение антикоррозийного покрытия при квалифицированном монтаже «лечится»). Металл более приемлем для сейсмоопасных районов, поскольку можно проектировать узлы, более регулируемые по динамике и надежности. Но главное – при строительстве из металлоконструкций фактически не существует ограничений по нагрузкам, высоте и длине пролетов.

Большепролетные сооружения с пролетами 24, 30 и более метров – это как раз те объекты, на которых с помощью металлического профиля можно достичь ощутимых экономических выгод. При использовании железобетона в больших пролетах – это очень массивные конструкции. Они дороги и в сооружении, и в эксплуатации. Кроме того, многие замыслы архитекторов в железобетоне сегодня просто нельзя реализовать, тогда как в металле они воплотимы процентов на 98.

Однако высказываний о том, что железобетон и даже монолитное строительство – это вчерашний день отрасли, которые можно услышать от западных производителей стройматериалов, скажем, финской Ruukki, красноярские монтажники не разделяют. У бетона есть свои выгоды, отмечают в «Стальмонтаже»: он более теплый, огнеупорный, а потому более надежный при пожаре, продолжает «работать» и после повреждений.

– Утверждать, что сейсмически безопасны только здания с металлокаркасом, тоже нельзя, – подчеркивает Дмитрий Папирный. – Наш регион находится на границе сейсмической зоны, и все здания строятся с достаточным запасом прочности. Так что «железобетонный век» в России продлится еще долго. Однако, судя по всему, ЖБИ с каждым годом будут сдавать позиции: слишком высока конкуренция новых технологий. Так, железобетон уже практически не используется при возведении логистических комплексов, гаражей, ангаров, лесопильных цехов, мобильных электростанций и даже объектов АПК – сооружений, которые должны быть построены быстро и с максимальной экономией капитальных затрат. Здесь он вытеснен легкими бескаркасными металлоконструкциями.

В наиболее консервативном жилищном сегменте тоже отмечаются подвижки. К примеру, в мае 2010 года продал свой 300-й быстровозводимый дом российский холдинг «ИНСИ», который занимается продажей индивидуальных сборных домов с металлическим каркасом всего год. Для российского рынка, где спрос на такую движимую недвижимость, к тому же в нетрадиционном исполнении, только формируется, результат чувствительный. Тенденция, однако.


papirnyДмитрий Папирный, главный инженер ЗАО «Стальмонтаж»:

– Если мы отказываемся от заказов на монтаж металлоконструкций, то только из-за низкого качества проектов, с которыми иногда приходят заказчики. Иной раз смотришь на проект и поражаешься: кто это рисовал? Есть авторы, которые берутся за проект, явно не разбираясь в металле. А это материал, который не прощает ошибок.

Сообщения с форума:
сообщений нет

 
Интересная статья? Поделись ей с другими: