Skip to content

На главную >> Стройиндустрия >> Рынок ЖБИ: взгляд производителя
Рынок ЖБИ: взгляд производителя
Разместил(а) Редакция
Стройиндустрия
31.05.10 19:27

Александр Богатырев, генеральный директор ОАО «КЖБМК»Ситуация в стройиндустрии сейчас довольно непростая. Объемы строительства снизились, и производителям приходится искать новые решения. О перспективах рынка мы беседуем с Александром Богатыревым, генеральным директором ОАО «КЖБМК».

– Александр Трофимович, какая ситуация складывается, на ваш взгляд, в сфере производства железобетонных изделий?

– Все познается в сравнении. Самый большой упадок в отрасли произошел с началом перестройки. Все рухнуло, сразу как-то резко осело. Потом ситуация стала меняться к лучшему, начался рост, но уже не в таких объемах. В прошлом половину объема производства нашего предприятия занимал промышленный железобетон. Но сейчас нет такого промышленного строительства, какое было в советское время. Поэтому можно говорить, что на производстве промышленного железобетона поставлен крест, и вряд ли стоит ожидать его возрождения до прежнего уровня. Дорожное строительство практически зачахло. Раньше на дорожные плиты, колодцы, бордюры приходилось 7-8% выпускаемой продукции, а сейчас – почти ноль.

– А как со спросом на продукцию для жилья и соцкультбыта?

– Потребность в конструкциях для соцкультбыта и жилищного строительства к 2008 году достигло у нас уровня доперестроечных лет. Но кризис сильно подкосил и это направление. Малые и средние строительные организации, которые являлись основными потребителями этой продукции, сильно снизили свою строительную активность. И я не думаю, что в ближайшее время ситуация резко изменится к лучшему.

Есть такая продукция, которую можно назвать барометром рынка. Это сваи. Если их берут, значит, завтра будут брать то, что на эти сваи монтируется: этажи, крыши и так далее. А если не нужны сваи, не будет и этажей. Потребность в сваях сейчас почти нулевая. Крупные строительные компании понемногу строят, но они имеют собственное производство и сами обеспечивают свои объекты. Мелкие и средние сваи не берут уже второй год, а значит прежних объемов строительства в Красноярске ожидать не стоит.

– Насколько сильна конкуренция на рынке производства железобетона?

– В крае в советское время было крупнейшее за Уралом предприятие – «Главкрасноярскстрой». Когда Союз развалился, главк оставил после себя много предприятий. Часть из них перестала существовать, но большинство сохранилось. Помимо главковских, есть сельстроевские, от Минэнерго, среднего машиностроения, трансстроевские, которые имели свой железобетон, строительные базы, мелкие заводики и прочее. Так что конкурентов достаточно.

– Сейчас, в столь непростые для отрасли времена, их не становится меньше?

– Многие выживают за счет низкого качества продукции и, соответственно, низкой цены на нее. Качество железобетонных изделий невозможно определить по их виду – все они одинаково серые. Понятно, что железобетон, произведенный с соблюдением всех ГОСТов, норм, требований, проверенный лабораторными испытаниями на морозостойкость, прочность и т.д., получается дороже. Нужно и качественное сырье, песок, щебень и т.п.

А можно от всего этого отказаться. Взять песчано-гравийную смесь под ближайшей горой. Некоторые организации экономят на качестве и за счет этого выигрывают тендеры. Но такой бетон недолговечный, простоит 4-5 лет, а потом начнет разрушаться. Мы обеспокоены этой ситуацией. Строители тоже в курсе. Но зачастую, особенно когда дело касается бюджетных денег, им установлен жесткий лимит, и они вынуждены брать дешевую продукцию, зная, что она низкого качества. Никто не рассматривает сейчас качественные показатели. Преследуются сиюминутные интересы: дешевле, быстрее, проще. Раньше все предприятия были под жестким контролем надзорных органов, сейчас все на совести производителей. А им надо кормить свои семьи...

– Какие перспективы у рынка железобетонных изделий?

– Ситуация в строительстве такова, что потребности Красноярска в железобетоне широкого профиля способно удовлетворить одно крупное предприятие. Рынок диктует свои условия, и части предприятий, которые еще дышат, уготована печальная участь. Думаю, со временем люди поймут, что такое качество, и те, кто пытается выжить за счет его снижения, выпускают дешевый, не отвечающий стандартам железобетон, уйдут с рынка.

А вообще, железобетон постепенно сдает свои позиции. Уступает монолиту, металлоконструкциям. Сокращается доля панельного домостроения. Со временем он займет свою небольшую нишу. Никто, например, не отменял плиты перекрытия, но в целом железобетонные изделия все чаще находят применение как спецжелезобетон – в коммунальном, промышленном, транспортном строительстве. Эта тенденция отмечается во всем мире.

На масштабное промышленное строительство в Красноярске и крае, который слишком удален от Европейской части страны, мы не рассчитываем, поэтому большого будущего для сборного железобетона в тех масштабах и в том виде, которые мы знали, вряд ли стоит ожидать.

Сообщения с форума:
сообщений нет

 
Интересная статья? Поделись ей с другими: