Skip to content

На главную >> Строительство >> Строительство вне закона
Строительство вне закона
Разместил(а) Вера БИКТИМИРОВА
Строительство
26.01.10 00:22

b_54927aff425b8a016fa5d4d425a32401Переход к саморегулированию произошел. Работать без допусков невозможно. Но выдавать их многие СРО еще не начали, а сам перечень видов работ, для которых нужны допуски, пересматривается.

В Красноярске три организации получили статус саморегулируемых в строительстве. Общее количество их членов составляет 530. Для справки отметим, что до 1 января 2010 года на территории края действовало порядка 3800 лицензий на различные виды строительных работ.

Две СРО были зарегистрированы буквально в последние дни 2009 года, а первая еще осенью приступила к выдаче допусков и обеспечила ими почти всех своих членов (169 из 189 организаций). Однако в Приказ Минрегиона № 274 от 9 декабря 2008 года, утверждающий перечень влияющих на безопасность видов работ, собираются внести изменения.

Этот перечень в конце прошедшего года стал предметом ожесточенных споров и напряженной работы специалистов министерств и ведомств, национальных и региональных СРО. Были предложения и о радикальном, более чем вдвое, сокращении, и об оставлении его таким, как есть. Несколько раз менялся подход к классификации и группировке работ по степени опасности. В итоге 12 января в Минюст был передан приказ Минрегиона № 624, в котором существенно переработан и упорядочен действующий перечень. Многие позиции нового перечня имеют примечание о том, что на эти виды работ допуск не требуется, если они выполняются на объектах, указанных в части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, за исключением общественных зданий и сооружений. Это жилые дома до трех этажей, производственные помещения до двух этажей и до 1500 кв. м, не являющиеся особо опасными, технически сложными и уникальными.

Несмотря на то, что перечень стал более понятным, эксперты признают: довести работу до логического завершения так и не успели. Нерешенные вопросы, несоответствия российскому законодательству отдельных положений приказа остаются. 13 января на совещании в Национальном объединении СРО строителей принято решение о продолжении доработки документа, несмотря на то, что он уже находится на регистрации.

Ожидается, что приказ, утверждающий новый перечень, будет зарегистрирован до конца февраля. При этом процедура отмены досрочно выданных допусков малопонятна. Не исключено, что некоторые организации вообще зря вступили в СРО и уплатили взносы в компенсационный фонд. Удастся ли им вернуть деньги, неизвестно.

Ну, а пока действует приказ № 274 с дополнениями, внесенными приказом № 480. Эти изменения вовсе не сократили, а, наоборот, дополнили список новыми видами. В частности, это:

13. Обследование строительных конструкций зданий и сооружений.
14. Организация подготовки проектной документации застройщиком.
15. Организация подготовки проектной документации привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком).
36. Осуществление строительного контроля застройщиком или заказчиком.
37. Осуществление строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
38. Организация строительства, реконструкции и капитального ремонта застройщиком или заказчиком.
39. Организация строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).

Кроме этого, уточнено определение объектов строительства, на которые указанные перечни не распространяются. А именно слова «объектов, проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе в соответствии с частью 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в том числе объектов индивидуального жилищного строительства и предназначенных для проживания не более чем двух семей жилых домов» заменены словами «объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания не более чем двух семей)».

Лицензия генподрядчика позволяла делать практически все. Допуск на выполнение функций генподрядчика сам по себе не дает возможности производить какие бы то ни было работы, помимо собственно заключения договоров. Если организация планирует часть работ выполнять своими силами, она обязана получить отдельные допуски на них. А организации, с которыми генподрядчик заключает договор, тоже должны иметь допуски на выполнение работ, предусмотренных договором.

Приказ № 480 вступил в силу 9 января. Согласно ему, выполнение функций генподрядчика без допуска является незаконным предпринимательством. Однако, чтобы выдавать их, СРО должны на общем собрании принять правила и требования к организациям, претендующим на выполнение таких работ, и утвердить их в Ростехнадзоре. Сделали это считанные единицы саморегулируемых организаций в России. Остальные в спешном порядке созывают внеочередные общие собрания.

Минимальные требования для получения свидетельства о допуске к соответствующим работам устанавливаются на уровне федерального законодательства в области саморегулирования. Главные из них – это количество работников, их образование и стаж, а также наличие технических средств для контроля выполнения работ. Никаких критериев, касающихся объемов и разновидностей работ, не предусмотрено. Иными словами, девять специалистов с высшим образованием и стажем не менее трех лет, работающих на постоянной основе, нужно будет иметь и застройщику, строящему один дом, и корпорации, одновременно возводящей целый микрорайон, и фирме по монтажу фасадов, если она поручает какой-нибудь вид работ субподрядчику. Это минимальный критерий, установленный федеральным законодательством. Само же СРО может на общем собрании утвердить более жесткие требования – например, 12 или 21 человек со стажем не менее пяти или семи лет. Но они опять же будут распространяться равно на всех членов СРО.

Практика проведения первых голосований показывает, что не все саморегулируемые организации собираются довольствоваться минимумом. Строители по мере собственных возможностей стремятся оградить себя от соседства более «слабых» коллег, ведь за них придется нести ответственность. Кроме того, членство в более «строгом» СРО может стать весомым аргументом в конкурентной борьбе. Правда, пока региональные объединения не в состоянии тягаться в этом вопросе со столичными. А прецеденты уже были. К примеру, заказчик, объявляя конкурс, указал в составе требований к участнику членство в определенном СРО, а оно московское, взнос в компенсационный фонд составляет миллион рублей, и 200 тысяч – ежемесячный. Для коммерческого заказа требование вполне легитимное. А какой простор для коррупции и передела рынка!

И хотя допуск, выданный любой саморегулируемой организацией, юридически действителен на всей территории России, а рекомендации Национального объединения СРО направлены на то, чтобы сделать примерно одинаковыми условия вступления и получения допусков, похоже, что равенства не будет.

Изначально все красноярские строительные некоммерческие партнерства установили минимальный взнос в компенсационный фонд – 300 тыс. руб. Их главной задачей на тот момент было набрать количество членов, необходимое для получения статуса саморегулируемой организации. Но в дальнейшем, возможно, их пути разойдутся.

Кстати, многим малым предприятиям оказалось вообще не по силам вступить в СРО. Сейчас они выбирают из двух вариантов: либо работать на малоэтажном жилье, либо укрупняться, объединяясь с коллегами по несчастью. Это был первый удар по малому бизнесу. Теперь готовится второй, а следующей мишенью станет средний бизнес.

Самое парадоксальное, что ужесточение количественных показателей ведет только к устранению с рынка небольших предприятий, а вовсе не к увеличению ответственности оставшихся. Достаточно вспомнить все строительные махинации, которые произошли в Красноярске за последнее десятилетие, чтобы убедиться: большинство обманутых дольщиков обманули отнюдь не мелкие фирмы. А небольшие компании, которые строят по одному дому в год, еще никого не подвели.

Очевидно, что саморегулируемые организации должны обеспечивать качество и надежность работы своих членов как-то по-другому. Эффективными механизмами контроля, адекватной программой действий. А не за счет ликвидации малого бизнеса. От монополизации рынка качество еще никогда не выигрывало, а как раз наоборот.


К чему приведет нас саморегулирование в строительной сфере?

sro

К чему приведет нас саморегулирование в строительной сфере?
К уничтожению малого и среднего бизнеса в строительной сфере и монополизации рынка – 9246 (72%)
К большей ответственности строительных компаний – 260 (2%)
К прозрачности и уменьшению взяточничества в этой сфере – 129 (1%)
К увеличению финансовых сборов и стоимости выхода на строительный рынок – 1324 (10%)
Лучше бы осталось лицензирование – 1808 (14%)
По данным голосования на сайте www.all-sro.ru

1 - К уничтожению малого и среднего бизнеса в строительной сфере и монополизации рынка – 9246 (72%)
2 - К прозрачности и уменьшению взяточничества в этой сфере – 129 (1%)
3 - К большей ответственности строительных компаний – 260 (2%)
4 - К увеличению финансовых сборов и стоимости выхода на строительный рынок – 1324 (10%)
5 - Лучше бы осталось лицензирование – 1808 (14%)

По данным голосования на сайте www.all-sro.ru

Сообщения с форума:
сообщений нет

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Также смотрите:

На главную >> Строительство >> Строительство вне закона