Skip to content

На главную >> Проектирование >> Градостроительная комиссия вселяет надежды
Градостроительная комиссия вселяет надежды
Разместил(а) Редакция
Проектирование
12.04.11 12:34

Первое заседание комиссии по вопросам градостроительной деятельности правительства Красноярского края под руководством председателя правительства края Эдхама Акбулатова состоялось 23 марта 2011 года и прошло при закрытых (для прессы) дверях.

В преддверии комиссии

Еще 28 января 2011 г. в ходе совместного совещания губернатора Красноярского края Льва Кузнецова и главы города Петра Пимашкова глава региона поддержал предложение депутатов горсовета о временном приостановлении строительства новых объектов в исторической части города, оговорившись, что, «конечно, это не означает, что строительство и вовсе будет заморожено», подчеркнув при этом, что речь лишь о том, чтобы «более детально рассматривать каждый проект, прежде чем выдавать разрешение на строительство».

На деле это означает, что строительство части объектов начато без соответствующих документов и уже приостановлено правоохранительными и надзорными органами, также собственно инициативы городской и краевой власти по застройке центра будут приостановлены до принятия важнейшего документа – проекта планировки исторического центра Красноярска. В свете всего этого предложение председателя правительства Эдхама Акбулатова создать краевую градостроительную комиссию видится вполне логичным.

В чем проблема-то?

Очевидно, что проект планировки исторической части Красноярска как градостроительный документ должен устанавливаться и утверждаться на базе заранее утвержденных зон охраны памятников. Такой проект планировки подготовлен (на основании проекта зон охраны), и в ближайшее время ожидается его утверждение. Но вот проект зон охраны, на котором все базируется, устарел. Сейчас 2011 год, а сделан он в 1994-м – прошло 17 лет с момента его разработки. А если учесть, что проект начинал разрабатываться в 1990 году и основывается на градостроительной базе конца 80-х? Понятно, что за это время много чего понастроили. Да и законодательство претерпело значительные изменения. Получается – опять двадцать пять?

Проблема в том, что проект зон охраны объектов культуры был сделан в 1994 г., но до 2000 г. не утверждался: при согласовании проекта в Минкультуры РФ экспертный совет оценил проект как схему и выдал замечания на нескольких страницах. Суть замечаний такова: границы зон должны быть описаны геодезически, а не лингвистически; данные об ограничении высотности нового строительства в этих зонах должны быть подтверждены расчетами – это требование инструкции по проектированию в зонах охраны.

Все эти годы заказчик – орган охраны памятников по Красноярскому краю – уговаривал автора проекта – санкт-петербургский «Гипрогор» – устранить недочеты. Частично они были устранены в 1998 г., спустя пять лет после разработки проекта. Собственно, до 2002 г. проект не утверждался по вполне понятным мотивам: в том, чтобы ограничить градостроительство, не был заинтересован никто – ни губернатор (А. И. Лебедь), ни городская администрация – город (да и край) был рад любым инвестициям, которые приходили в Красноярск.

В 2004 г. управлением архитектуры края была предпринята попытка утвердить проект и установить-таки границы зон охраны посредством процедур, предусмотренных законодательством, и удалось доказать новому губернатору (А. Г. Хлопонин) необходимость установления зон охраны. Охранные зоны были установлены, но только для памятников федерального значения.

Что касается памятников регионального значения, то тут в согласовании проекта было отказано: проект на тот момент серьезно устарел. За время, пока зоны охраны не действовали, планировка города значительно изменилась. Изменилось и законодательство в сфере охраны памятников, земельное законодательство, Градостроительный кодекс. Проект требовал корректировки, а такая корректировка требовала значительных финансовых затрат.

Когда финансы поют романсы

Основную роль здесь сыграло недостаточное финансирование – таких денег на тот момент попросту не было, и поэтому до декабря 2008 г., когда были установлены границы и режимы зон охраны памятников регионального значения, на территории Красноярска действовали режимы ограничения только в отношении памятников федерального значения. К слову сказать, всеми имеющимися на тот момент законами, подзаконными актами и различными инструкциями регламентировалось установление зон охраны только вокруг охраняемых объектов. Что касается выявленных памятников – никогда зоны охраны не устанавливались, такой нормы законодательства попросту нет.

Интересный момент: по законодательству того времени границы зон охраны устанавливались от «красных линий» застройки квартала, сейчас такого юридического термина не существует. Соответственно, не имея «красной линии» застройки квартала, установить зону охраны невозможно. Действительно, нонсенс: границы зон охраны должны устанавливаться от «красных линий», которые де-юре появятся только тогда, когда будет утвержден проект планировки в целом, но проект планировки в целом не может быть составлен без учета охранных зон. Получается, что корректировки в эти два документа должны вноситься параллельно друг другу.

Границы зон охраны прорисованы на картографическом плане города линиями толщиной 2-3 миллиметра, что на поверку оказывается двумя-тремя метрами влево-вправо на местности. Т.е. полноценную границу, позволяющую избежать споров (при отводе земельных участков, при определении режимов ограничения градостроительной деятельности – высотности, других параметров объектов), может дать только геодезическое описание.

Между тем границы охранных зон описаны лингвистически: от угла улиц… на юг… метров; …градусов на восток, …метров и т.д. То есть, если, скажем, «угол улиц» (бордюр) перенесли, от этого изменятся границы охраняемой зоны? Лингвистическое описание работает лишь на каком-то временном промежутке, не более. Именно поэтому лингвистическое описание из проекта необходимо исключить и перевести проект в конкретные геодезические координаты.

Режимы высотности в зонах охраны не подтверждены никакими исследованиями. Но для этого существуют специальные методики, которые и должны быть применены при расчете предельно допустимых высотных параметров при возведении новых объектов капитального строительства.

Кроме того, нельзя списывать со счетов такое понятие, как экономика градостроительства. Для того чтобы была целесообразность строительства жилого дома, из ветхого и аварийного жилья требуется расселить жильцов, по сути, спасти их. У инвестора же свои интересы, он должен как минимум покрыть затраты на предоставление жилья расселяемым, что требует дополнительной этажности при строительстве.

Все это требует дополнительной корректировки. Министерству культуры выделены финансовые средства на составление такого проекта, но получается так: сегодня будет утвержден проект планировки, а завтра придется корректировать проект зон охраны, после чего придется заново корректировать проект планировки. Оба эти документа рассчитаны на год-полтора-два работы – это как минимум. После чего, возможно, придется вновь вносить изменения.

Константин Шумов: «Проект планировки – долгожданный документ, – наконец-то у нас появится стратегический документ развития центра города».

Гладко было на бумаге (почему так долго не утверждается проект планировки исторического центра)

Проект планировки исторического центра потребовал значительной шлифовки и конкретизации. Детализации, уточнений в связи с тем, что первоначальная редакция этого проекта не отвечала на такой проблемный вопрос, как транспортная инфраструктура центра города и организация парковочных мест для автотранспорта.

Каждый день в центре города паркуется 17 тысяч автомобилей, а организованных мест парковок только на 5 тысяч. Налицо диспропорция, и эту ситуацию необходимо решать уже на уровне проекта планировки. Плюс к этому в центре города плотность застройки в полтора-два раза превышает нормативы, соответственно парковочных мест требуется больше нормы. Кроме того, центральная часть города только на 0,6% от норматива обеспечена объектами социальной сферы, в частности, дошкольными и школьными учреждениями. Таким образом, вывод, казалось бы, очевиден: дальнейшее увеличение плотности застройки здесь невозможно.

Вопросы, возникшие в рамках программы по выводу ветхого и аварийного жилищного фонда из реестра, причем не только деревянного, но и первых серий пятиэтажек, который по сроку физического износа попадает в категорию ветхих, также требуют своего решения. Для того чтобы оказывать содействие всем участникам градостроительного процесса, принимая при этом по возможности адекватные решения, создана специальная краевая градостроительная комиссия. Это совещательно-рекомендательный орган. Решения, которые будут приниматься с участием первых лиц администрации Красноярска, по мнению секретаря комиссии Константина Шумова, будут обязательными для исполнения. А пока идет редактирование проекта, и именно комиссия должна будет рекомендовать городу утвердить наконец проект планировки исторического центра.

shumov.jpgКонстантин Шумов: «Разуплотнение центра – это, наверное, главная стратегическая задача».

Константин Шумов: «Это совещательно-рекомендательный орган, но, тем не менее, решения, которые будут приниматься с участием первых лиц администрации Красноярска, я полагаю, будут обязательными для исполнения».

К вопросу об адекватности

Сегодня в центре Красноярска достаточно ветхого жилищного фонда, часть которого является полноценными памятниками истории культуры, находящимися под государственной охраной, но длительное время не получавшими никакой финансовой поддержки и находящиеся на грани уничтожения. Главное, что заложниками такой ситуации оказались живущие в этих зданиях люди. Сегодня власть решила: в целях сохранения памятников людей, в них проживающих, расселить, а зданиям найти адекватное применение. С другой стороны, существуют здания с сомнительным статусом исторической и культурной ценности, но тоже ветхие и аварийные. Для того чтобы в рамках закона определить судьбу этих зданий, министерству культуры необходимо организовать и провести историко-культурную экспертизу.

Проблема в том, что введение подобного рода экспертизы в статус закона – это уровень федерального центра – правительства и законодателей. Между тем, до 2009 г. не было утверждено положение о проведении историко-культурной экспертизы. С июля 2002 г. и до последнего времени эти вопросы в Российской федерации не были решены. Сегодня есть постановление правительства о кадастровом реестре (2006), есть положение об историко-культурной экспертизе (июль 2009), но на уровне субъектов федерации адекватного решения нет. Нет документа, определяющего порядок организации историко-культурной экспертизы, не определена стоимость ее проведения, не определен круг аттестованных экспертов – людей, которые вправе проводить такую экспертизу в крае.

«Культурная революция»

Как бы то ни было, у нас в крае все документы для проведения культурно-исторической экспертизы готовы и уже в среду, 13 апреля, будут представлены для рассмотрения комиссией по градостроительной деятельности при правительстве Красноярского края. (Понятно, что настолько значительно ускорить процесс помогла «настоятельная рекомендация» председателя краевого правительства, но тем не менее.) Положения уже готовы и подписаны Эдхамом Акбулатовым. Более того, минкультуры подписало график проведения культурно-исторической экспертизы объектов на территории исторического центре Красноярска, по которому к 1 мая результаты должны быть готовы.

Культурно-историческую экспертизу будут проводить иркутские эксперты, причем по цене в восемь раз ниже московских – москвичи берут за экспертизу 200 тысяч, иркутяне – 25. По результатам заключений экспертов появится список объектов в центре Красноярска, которые, ввиду своей особой ценности, будут объявлены памятниками, и, соответственно, список объектов, подлежащих в ближайшем будущем к сносу, – они не будут включены в реестр.

В результате целые городские территории освободятся от ветхого жилищного фонда, и вновь встанет вопрос о корректировке плана строительства, поскольку потребуется определить дальнейшую судьбу этих участков. Таким образом, деятельность градостроительной комиссии вселяет надежды не только в красноярцев, проживающих в ветхом и аварийном жилье, но и в градостроителей: новые площади – новые инвестиции.

Константин ВАСИЛЬЕВ

Сообщения с форума:
сообщений нет

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
На главную >> Проектирование >> Градостроительная комиссия вселяет надежды