Skip to content

На главную >> Проектирование >> Государство может не вмешиваться
Государство может не вмешиваться
Разместил(а) Марина СОБОЛЕВА
Проектирование
10.05.10 22:59

Игорь Судьев, руководитель Красноярской краевой государственной экспертизыМинрегион подготовил проект ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации». Цель законопроекта – изменить статус негосударственной экспертизы, расширить ее полномочия. Это в перспективе. То, как сегодня обстоит ситуация с качеством проектной документации, мы выясняли у руководителя «Красноярской краевой государственной экспертизы» Игоря Судьева.

– Игорь Александрович, три года прошло с начала работы краевой госэкспертизы. Можно ли говорить о каких-либо качественных изменениях проектной документации?

– Итоги работы учреждения за три года показывают во многих случаях очень низкое качество разработки проектно-сметной документации (ПСД). К сожалению, количество отрицательных заключений существенно не уменьшается. О низком качестве документации свидетельствует и тот факт, что уже при проверке комплектности ПСД при приеме документов проекты нередко отклоняются и возвращаются заказчику на доработку и доукомплектование.

Экспертизой выявлены многочисленные факты грубых нарушений требований строительных норм и правил, связанных с обеспечением конструктивной надежности и эксплуатационной безопасности запроектированных объектов. Безопасность объектов обеспечивается на стадии проектирования, но его качество вызывает большую тревогу.

Исходя из замечаний, которые мы указываем к документации на строительство объектов жилищно-гражданского, общественного и производственного назначения, можно выделить основные недостатки. Это, прежде всего, неполнота исходно-разрешительной документации. Следующим пунктом идет отсутствие инженерно-геологических изысканий на площадке строительства или использование изысканий, выполненных для смежной площадки. Или же вообще указываются устаревшие изыскания.

По реконструируемым зданиям хочется отметить, что обследования объектов или не выполняются, или технический уровень работ невысокий. Нет внимания к требованиям по обеспечению конструктивной надежности зданий, прочности и устойчивости их конструктивных элементов. Не соблюдаются требования по обеспечению долговечности конструкций.

– Какие, например?

– Неверно назначаются марки материалов по морозостойкости, водонепроницаемости. Не предусматриваются специальные мероприятия по защите конструкций от агрессивных воздействий окружающей среды. Еще хочется отметить, что нормы по обеспечению пожарной безопасности не всегда выполняются.

Задания, выдаваемые заказчиками, не в полной мере отвечают требованиям, которые регламентированы нормативными документами. Большинство основополагающих положений, которыми должны руководствоваться проектировщики, заданиями не предусматриваются, то есть проектная организация принимает решения, сообразуясь с собственным опытом.

– Уменьшилось ли количество проектов с нарушениями?

– К сожалению, нет. Судите сами, за время работы нашей службы рассмотрено проектно-сметной документации и выданы заключения по 2748 различным объектам. Положительные заключения выданы по 1695 объектам.

– Сколько проектов вы рассмотрели в 2010 году? Скольким из них дали отрицательное заключение?

– В 2010 году на государственную экспертизу принято проектной документации – 170. Выдано заключений государственной экспертизы – 189, из них положительных – 94, отрицательных – 95.

– Какие причины вынуждают давать отрицательный ответ проектировщикам?

– При представлении проектной документации на государственную экспертизу часто не учитываются изменения, произошедшие в действующем законодательстве. Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе документации на строительство предприятий, зданий и сооружений (СНиП 11-01-95), утвержденная постановлением Министерства строительства РФ от 30.06.1995 № 18-64 со вступлением в силу постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (далее – Положение), не подлежит применению. Также не подлежит применению Порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений (СП 11-101-95), утвержденный постановлением Минстроя России от 30.06.1995 № 18-63.

В отличие от ранее действовавших нормативных документов Положением не предусматривается стадийность проектирования: «ТЭО», «проект», «рабочий проект», а используются понятия «проектная документация» и «рабочая документация».

В соответствии с пунктом 4 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 № 145, рабочая документация разрабатывается в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений и не подлежит государственной экспертизе.

Как указано в подпункте «ж» пункта 2 постановления Правительства РФ от 05.03.2007 № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», если только разработка проектной документации начата до вступления в силу утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, то есть до 1 июля 2008 года, она может отвечать по составу и требованиям к содержанию разделов этой документации, ранее установленным нормативными техническими требованиями на ее разработку (СНиПами).

– Институт саморегулирования, на ваш взгляд, сможет изменить ситуацию в сфере качества проектной документации?

– На мой взгляд, участие СРО в пределах своей компетенции в техническом регулировании и разработке квалификационных стандартов должно быть обязательным предметом деятельности создаваемых СРО и, в идеальном варианте, получить прямое целеполагание в отраслевом законодательстве.

СРО функционирует путем самостоятельного принятия предприятиями и индивидуальными предпринимателями правил поведения при осуществлении своей профессиональной деятельности, как правило, с более высокими требованиями, чем в среднем существующие на рынке. Существенно, что при этом правила ведения какой-либо деятельности, установленные самими участниками рынка, должны появиться раньше, чем нормы государственного регулирования. Если такие правила оказываются достаточно эффективными с точки зрения бизнеса и экономики в целом, то государство, в принципе, может не вмешиваться в эту сферу деятельности.

Марина СОБОЛЕВА

Статистика «Красноярской краевой государственной экспертизы» (2007 г. – 1-й квартал 2010 г.):

На рассмотрение было принято всего 3120 комплектов ПСД. 2007 г.:
принято – 850, рассмотрено – 493.
2008 г.: принято – 1177, рассмотрено – 1061.
2009 г.: принято – 954, рассмотрено – 1036.
1-й квартал 2010 г.: принято – 139, рассмотрено – 158.

Cоотношение положительных и отрицательных заключений по годам из числа рассмотренных:
2007 г.: положительных – 403, отрицательных – 90.
2008 г.: положительных – 700, отрицательных – 361.
2009 г.: положительных – 560, отрицательных – 476.
1-й квартал 2010 г.: положительных – 75, отрицательных – 83.

Количество рассмотренных объектов, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджета, за период деятельности учреждения составляет 915, из которых 181 (или 19,8%) были направлены на повторную экспертизу по причине внесения изменений в проектную документацию, влияющих на конструктивную надежность и безопасность объекта:

2007 г.: 132, повторно – 6 (4,5%).
2008 г.: 371, повторно – 56 (15,1%).
2009 г.: 343, повторно – 87 (25,4%).
1-й квартал 2010 г.: 69, повторно – 32 (46,4%).

Сообщения с форума:
сообщений нет

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
На главную >> Проектирование >> Государство может не вмешиваться