Skip to content

На главную >> Проектирование >> Трансформация агломерации
Трансформация агломерации
Разместил(а) Редакция
Проектирование
08.02.10 23:05

aglo2Что может дать территории и лицам, принимающим решения по ее развитию, проект Схемы территориального планирования Красноярской агломерации уже сегодня?

Проект Схемы территориального планирования Красноярской агломерации (далее – СТП КА) выполнен ОАО «Российский институт градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор» (Москва). СТП КА совместно со Стратегией социально-экономического развития и Комплексной инвестиционной программой развития Красноярской агломерации входит в состав трех ключевых документов, которые должны определять развитие территории.

В ходе разработки СТП для осмысления особенностей территории, возможных направлений и масштабов ее развития привлекались различные отечественные и зарубежные структуры, профессиональное сообщество Красноярска, использовалась предшествующая градостроительная документация. СТП КА еще не утверждена, но нам представляется, что по содержащимся в ней материалам уже сегодня может быть сделан ряд практических выводов.

aglo1В соответствии с Соглашением об организации и осуществлении межмуниципального инвестиционного проекта «Комплексное развитие Красноярской агломерации на период до 2020 года» от 17 апреля 2008 года в состав агломерации вошли семь муниципальных образований – Красноярск, Сосновоборск, Дивногорск, Емельяновский, Манский, Сухобузимский, Березовский районы. По нашему мнению, целесообразно рассматривать ЗАТО Железногорск в составе агломерации, что обусловлено его научно-техническим инновационным потенциалом, наличием сложившихся трудовых, инфраструктурных и других связей, а также техногенным влиянием на рассматриваемую территорию. Город является одной из самых привлекательных инвестиционных площадок в крае.

В СТП КА проведена комплексная оценка территории агломерации (около 25 тыс. кв. км) по более чем 30 факторам. На основе проведенной и графически представленной оценки (масштаб – в 1 см 1 км) можно сделать несколько наиболее значимых выводов.

Экологический аспект

Красноярская агломерация имеет малоблагоприятные условия, осложняющие территориальное развитие Красноярска и его агломерации. Это обстоятельство необходимо учитывать во всех решениях по территориальному развитию КА, по развитию и расширению существующих производств. Только менее 3,5% территории КА относительно благоприятны для строительства. Ведущим ограничителем строительства на территории КА, прежде всего в Красноярске, в широкой долине Енисея и лесопарковом поясе Красноярска, является экологический фактор.

На основе анализа сложившейся на территории ситуации с первых этапов разработки СТП мы считали необходимым предупреждать о недопустимости размещения на территории Красноярска и формирующейся на его основе агломерации новых производств, усиливающих негативное экологическое воздействие на эту территорию.

Однако во всех перечнях инвестиционных проектов по территории КА фигурируют проекты высоких классов санитарной вредности. Ни один из этих проектов не прошел предваряющую намерения экологическую экспертизу.

Особую озабоченность вызывает размещение на площадке бывшего завода тяжелых экскаваторов металлургического завода по производству марганцевых ферросплавов. Это предприятие 1-го класса санитарной вредности, не связанное технологически ни с одним из предприятий края, предполагаемое к работе на рудах Усинского месторождения (юг Кемеровской области) и вывозом продукции в Кузбасс и западнее расположенные районы страны, весьма энергоемкое, со значимыми объемами твердых отходов, не работающее на желаемую инновационную составляющую развития агломерации.

Здесь мы имеем дело с попыткой через 15-20 км повторить ситуацию с КрАЗом и ликвидировать (или резко уменьшить) возможность развития расселенческих структур практически в единственном относительно «чистом» направлении и сократить возможность производства чистой сельскохозяйственной продукции. Кроме того, есть опасность, что значительная часть практически единственной полноценной площадки для производственного строительства на территории КА, для выноса из города ряда производств, может быть использована для функционирования этого «инородного» объекта, как и транспортные вводы к площадке.

По нашему мнению, вопрос о размещении Енисейского ферросплавного завода должен стать предметом общественных слушаний с максимальным участием экологических организаций. Если уже нельзя изменить принятого краем решения, то хотя бы речь может идти о необходимости учета при проектировании и строительстве завода новейших технических решений по сокращению выбросов в воздушный бассейн.

Территориальная организация

Продолжающаяся проектируемая, прогнозируемая застройка территорий, прилегающих к границам Красноярска, его лесопаркового пояса, определяет развитие центра КА по принципу «масляного пятна» и лишает остальную часть агломерации реальных основ развития. Представляется, что должен быть более аргументированный отбор инвестиционных предложений на этой территории, призванной обеспечить «паузу» в застройке.

Привлекательность Красноярска для жизнедеятельности прямо связана с характером его застройки и состоянием окружающей среды. Вместо развития и укрепления уникального, неповторимого образа города происходит насыщение территории города, его наиболее значимых районов безликой архитектурой, визуальное «загрязнение» среды города как устаревшей, так и застройкой перестроечного периода с крайне ограниченными зелеными пространствами, что будет трудно преодолеть на протяжении десятилетий.

Без рассмотрения проблем территориального развития города-центра на уровне генерального плана Красноярска невозможно решить вопросы совершенствования его среды жизнедеятельности.

Результаты произведенной комплексной оценки, базирующейся на системе планировочных ограничений и режимных требованиях к градостроительному использованию территории, послужили основой для предложений по территориальной организации КА. Пространственная организация территории КА предложена как сочетание радиально-лучевого расселения с функциональными поясами. Кольцевое зонирование определяется условиями доступности центра КА. Вопросы развития Красноярска, в т.ч. его территориального развития за пределами городской черты, являются ведущими в СТП КА.

Для некоторой «разгрузки» Красноярска, улучшения его планировочной ситуации предлагается создание города-спутника (название условно) на территории между Шуваево и Таскино. Это город на 50-100-200 тысяч человек, с преимущественно среднеэтажной и малоэтажной плотной застройкой, с высоким уровнем благоустройства и полным комплексом учреждений обслуживания в соответствии с его численностью, социальным и возрастным составом населения.

Город предполагается связать с Красноярском скоростным рельсовым транспортом и модернизированными автомобильными дорогами. Интеллектуальный уровень города связывается с возможностью размещения здесь инновационной зоны (в т. ч. межвузовского бизнес-инкубатора), а также с вариантом выноса сюда ряда учебных заведений или их структур с соответствующим жилищным обеспечением. На этой площадке целесообразно сконцентрировать объекты по всем видам целевых государственных программ в сфере жилищно-социально-инфраструктурного строительства.

Другим районом комплексной городской застройки рассматривается Кузнецовское плато (в районе д. Кузнецово). Во внешней зоне агломерации предложено развить точки активизации территории – Сухобузимское, Миндерла – Борск, Никольское, Маганск, Камарчага, Шалинское, рассредоточив селитебную и производственную нагрузку на Красноярск и его ближайшее окружение). Часть предприятий пищевого и непищевого профиля, при их выносе из Красноярска, может быть размещена здесь.

При выделении территорий для производственного строительства (около 4,2 тыс. га) основным ограничением рассматривалась недопустимость размещения на территории КА производства с санитарно-защитными зонами более 300 м. Выделены территории, имеющие рекреационный потенциал (7,9 тыс. га) и возможные для освоения под садово-дачное строительство (около 3 тыс. га).

Транспортный каркас

Необходимо преодолеть ограничения в инфраструктурных отраслях, прежде всего в транспортно-инженерной инфраструктуре, которая рассматривается ключевым фактором пространственного развития агломерации.

Даны предложения по формированию транспортного каркаса, на основе модернизации существующей инфраструктуры с введением инновационных технологий – скоростного транспорта, связывающего основные населенные пункты агломерации со всеми районами города, включающего «легкое» метро, круглогодично функционирующие суда на воздушной подушке и автомобильные магистрали безостановочного движения. Определены зоны формирования транспортно-логистических центров и транспортно-пересадочных узлов: федерального, регионального и агломерационного значения.

Разработаны предложения по развитию и совершенствованию природно-экологического каркаса территории, инженерной инфраструктуры, по сбору и утилизации твердых бытовых отходов.

К отдельным предложениям в каждом из указанных блоков можно приступить уже сегодня.

Много предложений на территории агломерации, в т.ч. на территории города, по коттеджному строительству, строительству загородного малоэтажного жилья. Часть этих предложений реализуется в основном без учета пространственных особенностей и ограничений, условий инженерно-транспортной инфраструктуры и экологических последствий. Много споров о возможных масштабах этого вида застройки. Было бы целесообразно, используя, к примеру, многочисленное студенческое сообщество города, провести опрос населения по этой проблеме.

Информационная система

Фактически впервые на территории КА выполнена комплексная работа по территориальному планированию с применением современных информационных технологий и методов компьютерного проектирования и моделирования. По результатам работы сформирована комплексная информационная база данных территории Красноярской агломерации, содержащая в себе многослойную цифровую информацию (более 100 слоев цифровой информации).

Нельзя эффективно управлять территорией, не владея информацией о присущем ей комплексе природно-техногенных особенностей. В связи с этим представляется актуальной разработка информационной системы территориального развития КА, доступной для органов управления, бизнеса и населения. Базовой основой для нее может служить СТП КА.

Государство – бизнес – общество

Эффективное использование потенциала крупных городов и усиление инновационной составляющей их развития невозможно без серьезного государственного участия, без изменения законодательной базы в аспектах формирования налогооблагаемой базы территорий, межмуниципальных отношений в пределах крупных агломераций, а также без разработки региональной законодательной базы о государственно-частном партнерстве.

Трансформация агломерации – длительный процесс, который может продолжаться десятилетиями, особенно для изменения промышленной составляющей ее обновления. Только разработанный на высоком профессиональном уровне последовательный план, при скоординированной работе органов власти федерального, краевого и муниципального уровней, может стать основой для такого развития событий. Но для того чтобы создать мотивацию и сохранить динамику развития, чрезвычайно важно, чтобы некоторые проекты имели непосредственное восприятие и ощутимые последствия если не для всех, то, по крайней мере, для большинства жителей агломерации.

Полный текст материала читайте здесь.

Э. ВАЙНБЕРГ, кандидат географических наук,
О. ГЛУШКОВ,
В. ДУДА, кандидат технических наук.
«Гипрогор», Москва

Сообщения с форума:
сообщений нет

 
Интересная статья? Поделись ей с другими: