Skip to content

На главную >> Прблемы и решения >> Шанс для населения и строителей
Шанс для населения и строителей
Разместил(а) Редакция
Проблемы и решения
29.04.09 01:00

Созданные кризисом новые экономические условия отвечают требованиям цивилизованного рынка. Если власть сумеет их понять, строительный комплекс сохранится, а граждане России получат доступное и вполне комфортное жилье.

Жилищная аренда

В 90-е годы усилиями официальной пропаганды в России утвердилось представление, что жилье непременно должно быть в собственности. Основой жилищной политики цивилизованных стран является социальное жилье. Но в этот термин вкладывается иной, чем у нас, смысл. Под социальным подразумевается не только жилье для беднейшего населения, но и все многообразие форм аренды.

В 2008 году на V Красноярском экономическом форуме главный архитектор Барселоны Хосе Асебилльо Марин сказал: «Отсутствие социального жилья может задушить развитие города. В одном из наиболее успешных городов мира, Сингапуре, 80% жилья – социальное. В Барселоне в ближайшее время предполагается построить 5тысяч социальных квартир».

В Швеции действовавшая между 1965 и 1974 годами «Миллионная программа» обеспечила арендным жильем каждого желающего. Построено около 1 млн. новых жилищ (не квадратных метров!), что и стало причиной названия программы.

В Советском Союзе государственный наем был основной формой жилищного обеспечения граждан. Кроме него, в относительно небольших количествах существовала кооперативная собственность. В личной собственности находились только неблагоустроенные одноэтажные домики.

Множество россиян готово арендовать жилье на нормальных условиях. Но большинству остается только коммерческий наем. Стоимость аренды однокомнатной квартиры сопоставима со средней зарплатой. Притом что коммерческий арендный жилищный фонд в городе отсутствует. Аренда не рассматривается владельцами жилых помещений в качестве целевого назначения. Это сдача на время, пока помещение хозяину не нужно.

Долгосрочной аренды нет, договоры заключаются не более чем на год. Но даже заключивший договор арендатор остается бесправным. В любой момент арендодатель может поднять цену до неприемлемой величины или разорвать договор. В лучшем для арендатора случае он получит символическую неустойку.

Некоммерческий жилищный фонд

Ситуацию может разрешить строительный кризис. Застройщики стали заинтересованы в госзаказе. 19 марта в Госдуму подан законопроект № 162577-5 «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ». Изменения направлены на создание государственного жилищного фонда некоммерческого использования.  Жилищный фонд некоммерческого использования не дотируется из бюджета. Люди будут платить за наем сумму, которая позволит окупать расходы на эксплуатацию и ремонт помещений. Возможен обмен в пределах фонда. Это жилье нельзя приватизировать, то есть помещения не будут уходить из фонда.

Наличие развитого арендного фонда делает человека более мобильным. Этот способ решения жилищной проблемы удобен для тех, кто не хочет обременять себя собственностью. Он дает возможность перемещать трудовые ресурсы по стране, что особенно актуально в условиях кризиса. Если в какой-то местности нет работы, то семья возвращает свою квартиру, переезжает в другой город, в котором работа есть, и получает жилье в аренду.

В условиях кризиса некоммерческое государственное и муниципальное жилье помогло бы решить жилищную проблему. Но власть пока в этом направлении не идет. Александр Богатырев, ген. директор ОАО «КЖБМК»: «У нас построили дом на ул. Тимошенко, строят второй. Вот и вся социальная программа. Причем в основном туда переселяют из ветхого жилья. А внятной социальной политики, что каждый должен иметь возможность получить без права собственности определенный минимум, нет. Пусть хоть 7 кв. м на человека. В Конституции записан лозунг. А закона, нормирующего этот процесс, устанавливающего социальную норму и обязывающего ее предоставить, нет».

Некоторые регионы проявляют инициативу, не дожидаясь принятия закона. В Москве формируется сеть «бездоходных домов», которые предоставляются в наем небогатым гражданам. Этот жилищный фонд в перспективе может стать основным. Положение о внедрении новой системы было включено в городскую целевую программу «Молодежь Москвы» на 2007-2009 годы.

Можно возразить, что Москва живет по особым законам. Прежде всего, она значительно лучше других регионов обеспечена финансово. Но в марте этого года Олег Бетин, губернатор Тамбовской области – далеко не самого богатого региона России, заявил, что расширяет бюджетное строительство жилья. В 2008 году в регионе было введено 560 тыс. кв. м жилья, в 2009 году планируется 600 тыс. кв. м – за счет бюджетного строительства. Власти намерены уложиться в минрегионовский норматив 22,76 тыс. руб., что позволяет использовать новостройки как для социальных целей, так и для формирования некоммерческого жилищного фонда. В результате появится дополнительно 3500 рабочих мест.

Бетин просил Минрегион о поддержке. Министр Виктор Басаргин ответил: «Мы будем максимально поддерживать аналогичные региональные программы. Минрегион в первую очередь будет сотрудничать с теми, кто реализует конкретные экономические проекты, и  концентрироваться на работе с регионами, которые готовы строить благоустроенное и экономичное жилье». Кроме того, Басаргин предлагает выработать преференции для бизнеса и территорий, которые будут браться за реализацию подобных проектов. По его словам, уже сейчас госзаказ сформирует 20% спроса, что позволит в 2009 году выйти на строительство 50 млн. кв. м жилья.

Объекты социальной инфраструктуры

Другая сторона социального строительства — объекты инфраструктуры. Частные компании, в соответствии с обозначенной в их уставах целью — достижение максимальной прибыли, сосредоточились на строительстве высокорентабельного жилья. Положение с объектами социальной инфраструктуры стало критическим.

Для обеспечения соответствующей жилищному строительству социальной инфраструктуры в городе необходимо ежегодно строить по 2-3 школы, 6 детских садов и поликлинику. Но строить эти объекты не пытались: за 20 лет в городе были построены один детский сад и одна школа.

Проблема существует во всех районах города. Особенно острое положение создалось в Советском районе, где жилищное строительство велось наиболее интенсивно. Ребенка в детсад здесь устроить невозможно в принципе.

Дмитрий Алыцкий, директор ООО ЖСФ «Красноярскстрой»: «Долгое время на Взлетке строили только жилье. Нет ни детских садов, ни школ. Раньше по краю строили 14 школ, 22 детсада в год. В Красноярске вводили 7 детсадов в год. На Взлетке, в районе улиц Молокова, Батурина, Взлетной, по нормативам должно быть построено три детсада. Нет ни одного».

На месте, где должна быть школа, — автостоянка. Детей приходится водить за несколько кварталов, через ул. Молокова. Дети бегают и сами, а это опасно. Нет больниц. Заболевших со Взлетки везут в Солнечный, но там тоже возникают проблемы с размещением.

Сообщения с форума:
сообщений нет

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
На главную >> Прблемы и решения >> Шанс для населения и строителей