Skip to content

На главную >> Прблемы и решения >> Красноярск: транспортно-экологический коллапс
Красноярск: транспортно-экологический коллапс
Разместил(а) Редакция
Проблемы и решения
23.11.10 11:58

ivanovВ трактовке экологов агломерация – это «большой мегаполис как результат слияния многих последних, хаотично развивающийся, рост которого невозможно остановить». Неконтролируемые агломерационные и урбанизационные процессы приводят к губительному этапу новой цивилизации, которая может плачевно отразиться на жизни человечества, что мы и наблюдаем на примере Красноярска.

Остановимся на двух ключевых проблемах, которые особо остро стоят перед властями краевого центра и будущего ядра Красноярской агломерации. Ведь, не решив проблем центрального города, проектировать агломерацию невозможно. Во-первых, Красноярск нуждается в кардинальной реконструкции улично-дорожной сети с сооружением магистралей непрерывно-скоростного движения, так как уже давно исчерпаны все организационно-регулировочные мероприятия, а три центральные улицы остались почти без тротуаров.

Дороги для непрерывного движения транспорта с повышенными скоростями не должны иметь перекрестков и пересекаться с другими дорогами в разных уровнях. Чтобы обеспечить высокие скорости, необходима полная изоляция от местного движения, изоляция между собой встречного движения, отсутствие обычного автобусного движения, исключая экспресс-автобусы. Доступ транспорта на скоростные магистрали обеспечивается через шлюзы-дублеры для замедления скорости и вверх-вниз по рамкам и пандусам.

Такие громоздкие и сложные технические устройства – вынужденная мера в сложившихся условиях, которые в «новых», проектируемых городах выполняются в выемках и тоннелях, а в условиях сложившихся улиц «старых» городов – на эстакадах (платформа на опорах). Единственным местом, где по всем правилам может разместиться такое сооружение сегодня в Красноярске, является долина реки Качи. Дорога должна состоять из относительно прямых участков (опоры придется иногда ставить в русло реки) и делить город примерно на две части, проходя по касательной к старому городу, не пересекая его. Эти условия являются классикой для таких дорог.

При ширине хотя бы четыре полосы в каждом направлении, по 3,5 м каждая, с разделительной полосой 4-5 м плюс конструктивные борта по бокам и съезды, рампы – это приблизительно 40 м ширины. Но зато мы приобретаем «насос», который будет вытягивать автопробки со всех боковых улиц, а перейдя через остров Татышев на правый берег, создаст динамическую ось запад – восток, замкнув на себе два хаба (порты перегрузки авиационный и железнодорожный).

Вторая проблема – коллапс развития и экокатастрофа правого берега, когда огромное количество опустошенных промзон омертвили почти всю его территорию. Почва отравлена, а железобетонные конструкции, как нелепые скелеты динозавров, трудно поддаются приспособлению под другие функции, кроме «промки». И бросить жалко, и девать некуда. Долго придется ждать, чтобы эти мастодонты пригодились на случай «новой мировой» под оружейные технологии, первоначально их породившие, но оставлять их в таком виде нельзя.

Что касается проблемы правобережной техногенной пустыни. Сопки вдоль Базаихи отбивают все выхлопы, и там образуется постоянный смог, что не учли проектировщики, как и людей, которые толкутся там без работы. Это проблема очарования «линейными городами», где «чередуются жилые комплексы и промпредприятия с общественными зданиями, формируя комплексный организм, отвечающий новой социальной модели (арх. И. Леонидов, 1930, Магнитогорск). Эта проектная модель оказалась в условиях тотального задымления и отравления с бесконечной монотонностью бетонных бараков полностью несостоятельной.

Правый берег необходимо основательно реконструировать (переделать), и этим (как и всем городом в целом) должен заниматься постоянный коллектив профессионалов, который создаст необходимую генплан-схему и программу по управлению ею, так как только многовариантность стратегии обновления приводит к оптимуму. Генплан-исследование тенденций развития не позволяет жестко определить форму будущих объектов, а только наиболее вероятностные пределы, в которых будут происходить качественные изменения. И это в течение достаточно длительного времени, ведь «города не строятся быстро, их можно только быстро уничтожить».

О.Н. ИВАНОВ,
архитектор института «Красноярскагропроект»

Сообщения с форума:
Re:Красноярск: транспортно-экологический коллапс -- Вячеслав ЛЕДОВСКИЙ
Иногда складывается впечатление, что проще и дешевле строить новые города, а не заниматься спасением старых ...
Re:Красноярск: транспортно-экологический коллапс -- andrew
Это не только интересно, сколько тревожно. Один взятый архитектор достаточно смело рассуждает. Еще сто об этом не задумываются или тихо молчат в тряпочку. Чиновники об этом не думают. Зачем. Они временщики. Как будто, когда они станут просто смертными, хоть и богатыми, их это не коснется. А мы давайте тоже ПОМОЛЧИМ. Нам что ли больше всех надо...
Re:Красноярск: транспортно-экологический коллапс -- Евгений СТРИГИН
Статья интересная, мне понравилось.
Re: Красноярск: транспортно-экологический коллапс -- redaktor
Хорошая тема, острый материал. Что скажите?

 
Интересная статья? Поделись ей с другими: