Skip to content

На главную >> Прблемы и решения >> В традициях административного управления
В традициях административного управления
Разместил(а) Редакция
Проблемы и решения
09.06.09 18:09

01_crНа отчетно-выборном собрании Союза строителей Красноярского края сформулирована политика в отношении создаваемых саморегулируемых организаций. Ее суть – сохранение жесткой вертикали власти.

На прошедшем 5 июня собрании главным вопросом стала тема саморегулирования. Еще три года назад, когда только начиналась дискуссия о замене государственного лицензирования саморегулированием, высказывались опасения, что этот процесс может стать инструментом монополизации строительного рынка.

С середины прошлого года начали формироваться некоммерческие партнерства. Разные – под административным ресурсом и свободные, настроенные на серьезную работу, и «пена» — только чтобы сорвать свою долю денег с модного течения. Прежние опасения стали казаться беспочвенными: появление в регионе нескольких СРО должно было обеспечить конкуренцию.

После собрания, на котором было доложено о регистрации первой в регионе строительной СРО, опасения вспыхнули вновь.

На собрании присутствовали высокие гости — президент Российского союза строителей Владимир Яковлев, президент Союза строителей Сибири Михаил Фокин, бывший председатель Госстроя РФ, ныне советник министра регионального развития РФ Анвар Шамузафаров.

Яковлев призвал региональные союзы строителей взять процесс создания СРО под контроль: «Количество СРО, скорее всего, будет между сотней и двумя сотнями. Чтобы не пускать на самотек процесс их создания, в этой работе должны активно участвовать и региональные союзы, и Российский союз. 

Мы с министром регионального развития договорились о создании координационного центра. Он должен взять на себя и подготовку учредительных документов организаций, и организацию национального совета».

Фокин сообщил, что два региона Сибири уже создали СРО – Алтайский и Красноярский края: «Это тот фильтр, который сегодня предоставлен в наши руки. Он должен оставить на рынке третью часть организаций. Мы, председатели союзов строителей, не очень качественно подошли к созданию некоммерческих партнерств, способных преобразоваться в СРО. Надо, чтобы это было не первое в Красноярском крае СРО, а последнее». 

Напомним немаловажные детали: Яковлев еще недавно руководил министерством регионального развития РФ, а руководимая Фокиным компания выполняет около 90% объемов строительных работ в Алтайском крае. Люди, стоящие у руля строительной отрасли, не желают отказываться от старых методов и намерены сохранять жесткую централизацию управления отраслью. 

Еще более откровенным был Шамузафаров: «Государство ушло от регулирования строительной деятельности, отдав это на откуп профессиональным сообществам. К июлю следующего года закон требует создать национальные объединения СРО. Если в условиях существования Союза и Ассоциации строителей России возникнут еще 

и национальные объединения, это будет исключительно вредным действием. Львиная доля СРО создана по инициативе Российского союза строителей и его региональных отделений. Национальным объединением фактически должен стать РСС».

Шамузафаров понимает, что такой подход противоречит как курсу федерального правительства, так и действующему законодательству. Федеральное правительство настаивает на изменении психологии строительной политики, освобождении строительного комплекса от административного диктата и переходе к реальному рынку. Вплоть до того, что жестко отклоняет многочисленные предложения о воссоздании министерства строительства. 

Шамузафаров: «Это надо оформить так, чтобы не противоречить законодательству. Административные возможности должны быть максимально использованы. Создаваемые СРО должны вступить в РСС. Президент Союза должен стать президентом всех трех национальных объединений — строителей, проектировщиков, изыскателей. Тогда мы сможем сохранить вертикальную подчиненность». Фактически речь идет о министерстве строительства в советском его понимании.

Шамузафаров напомнил, что каждая СРО должна иметь свои стандарты: «Если каждая СРО будет выдумывать свои стандарты вместо СНиПов и ГОСТов, государственная система строительства рухнет». Подается так, будто федеральных нормативов безопасности не существует. Между тем внутренние стандарты СРО регламентируют только вопросы ее функционирования. Безопасность обеспечивается иначе. На смену СНиПам и ГОСТам пришли техрегламенты, национальные стандарты и федеральные своды правил, в которые СНиПы и ГОСТы вошли почти полностью. Об этом стараются не вспоминать.

Фокин: «Через координационный совет, о котором говорил Яковлев, мы повлияем на процедуру регистрации СРО. Я не считаю, что Ростехнадзор позволит сформировать 200 СРО. Он не сможет за ними вести контроль. Будут выставлены искусственные барьеры».

Конечно, фильтры нужны. На рынке присутствуют разные организации — и добросовестные, и не очень. Но кто сказал, что добросовестность зависит от размера? К тому же созданием СРО занимается не только РСС. Эту работу ведут Ассоциация строителей России и Союз архитекторов России. Уважаемые профессиональные организации. Но им тоже предполагается поставить барьер. 

Николай Глушков, министр строительства и архитектуры Красноярского края: «Мы всегда были в составе РСС. На все раскольнические предложения отвечали, что не можем быть в двух местах одновременно. У нас есть идеология. Общественная организация войдет во все коридоры власти, и мы будем использовать все свои возможности. Надо сохранить нормальные, человеческие отношения, которые мы выстраивали в течение шести лет. Надо выстраивать вертикаль взаимоотношений, в том числе в общественных структурах».

«Человеческие отношения» заключались в административном регулировании состава участников рынка. Было все, но не для всех. К примеру, Союз строителей сам построил подстанцию «Весна-2» и получил возможность подключений. Разим Абасов: «Союз строителей совместно с администрациями края и города проблему снял». Реально проблема снята только на Взлетке и в Северном. В других районах проблема осталась и ничуть не ослабла до сих пор.

Именно чрезмерная централизация и нежелание отказываться от старой советской психологии стали причиной строительного кризиса. Александр Коропачинский, генеральный директор ОАО «СМ.сити»: «Все эти годы меня не перестает удивлять критерий работы власти региона. Всегда говорим о тысячах и миллионах квадратных метров. И сейчас звучит то же самое. При плановой экономике в Советском Союзе нам выделяли средства из бюджета, были строительные мощности, и со строителей совершенно справедливо требовали выполнения плана, ввода объемов, освоения средств, эффективности. 

Платежеспособный спрос упал. Как можно требовать объемов и по этому критерию оценивать эффективность работы власти? В этом одна из существенных, фундаментальных проблем. Поэтому мы сегодня в такой ситуации. Давайте оценивать эффективность работы властных структур по стоимости квадратного метра в том или ином регионе». Власть может влиять на цену, решая проблемы землеотвода, подключений, скорости прохождения документов через экспертизу, создавая условия для конкуренции.

Но пока о развитии конкуренции речи не идет. Даже государственная антикризисная поддержка направлена не на устранение повышающих цену квадратного метра непрямых расходов, а на выкуп готового или находящегося в стадии строительства жилья. Николай Глушков: «Краевая власть занимается антикризисными мерами. Объем капитальных вложений — 11 млрд. руб. Это сопоставимо с общим объемом работ строительного комплекса». 

Разим Абасов отметил низкую эффективность такой помощи: «Пришло понимание, что простым вливанием денег в какие-то компании ситуацию не спасти. Только совместная работа с властью позволит исправить главный сломавшийся инструмент — увеличение спроса».

Уже ясно, что дальше тянуть нельзя. Промедление добивает последние ресурсы строительных компаний. Яковлев: «Люди ищут дно кризиса, но для строителей оно уже должно появиться. Надо реально отражать сегодняшнюю ситуацию и подтверждать не спекулятивную стоимость квадратного метра. Тогда удастся восстановить спрос».

Красноярские строители услышали позицию гостей. Но решать должны сами. Иначе все будет решено за них, и о рыночных отношениях придется забыть.

Сообщения с форума:
сообщений нет

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
На главную >> Прблемы и решения >> В традициях административного управления