Skip to content

На главную >> Прблемы и решения >> Энергоаудит: проверка на здравый смысл
Энергоаудит: проверка на здравый смысл
Разместил(а) Редакция
Проблемы и решения
21.06.10 22:13

Об энергоаудите – комплексной оценке энергозатрат предприятий – в нашей стране впервые заговорили в середине 1990-х. В 1995 году, когда энергосбережение было названо одним из ключевых национальных приоритетов, Россия находилась среди мировых лидеров по неэкономному расходованию энергетических ресурсов: первую десятку в этом списке занимали слаборазвитые африканские страны, 11-е место досталось России, а остальные 117 стран оказались бережливее, чем мы.

В минувшем году российское правительство вновь подтвердило: да, держим курс на энергоэффективность. Правильность курса была подкреплена принятием Федерального закона № 261 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности». Однако сами по себе декларации, видимо, не слишком способствуют сбережению ресурсов.

По словам Владимира Кузнецова, директора некоммерческого партнерства «КрасноярскЭнергоАудит», наша страна разбазаривает энергии раз в пять больше, чем европейские государства. Разумеется, речь идет об относительных, а не об абсолютных показателях – неэффективном расходовании ресурсов там, где их можно было бы сэкономить. Так что весьма распространенные ссылки на то, что мы, мол, в северной стране живем, а потому и расходов у нас больше, в данном случае, как считает Владимир Борисович, неуместны.

То, что дело отнюдь не в климате, подтверждает и динамика энергоэффективности в других странах. Так, например, за последнее десятилетие Польша повысила этот показатель более чем в 2,3 раза, Венгрия, Чехия, Словакия – в 1,5 раза (страны, заметим, не самые богатые и не слишком быстро развивающиеся). В России же сколько-нибудь существенных изменений за этот период не произошло.

Быть может, предприятия не заинтересованы в оценке своей работы в этом плане? Одно время это действительно было так. По опросу РОМИР 2005 года, до 50% директоров компаний вообще не знали, что означает термин «энергоаудит», а из тех, кто знал, 75% считали расходы на его проведение напрасной тратой денег. Однако сейчас ситуация изменилась.

– Думаю, большинство владельцев частных предприятий заинтересованы в проведении энергоаудита, – говорит Владимир Кузнецов. – Да, это недешевое мероприятие: работа квалифицированных специалистов и использование современного оборудования стоят немало. Но всякий грамотный хозяйственник в состоянии подсчитать, что лучше: один раз заплатить за проведение аудита, а потом существенно экономить в течение многих лет, или в течение этих же самых лет выбрасывать деньги в никуда. Почти в прямом смысле слова на ветер. Вот бюджетным организациям, как это ни парадоксально, проверка энергоэффективности действительно не слишком интересна. Сейчас ведь они как финансируются? Сколько им отпустили денег в год на оплату, скажем, электроэнергии, столько они и должны освоить. Не освоят – в будущем финансирование урежут. С моей точки зрения, такой подход совершенно нерационален: нужно стимулировать предприятия за проводимую на них политику бережливости. Ведь проведение энергоаудита работает на перспективу не только в отдельных организациях – в этом государство заинтересовано.

А вот тут Владимир Борисович, похоже, ошибается.

Ну то есть да, с одной стороны, Министерство энергетики уже озвучило программу-минимум на этот год – провести обязательное обследование 80% бюджетных организаций и сэкономить по меньшей мере 5% энергоресурсов. С другой – в России... энергоаудиторов нет! Причем по вине именно Минэнерго.

Федеральный закон «Об энергосбережении» дает право на проведение энергоаудита только членам «саморегулируемых организаций в области энергетических обследований». А регистрация СРО поручена как раз Министерству энергетики. И тут дело неожиданно застопорилось.

– Сегодня мне известно о 25 зарегистрированных некоммерческих партнерствах, претендующих на получение статуса СРО, – говорит Владимир Кузнецов, директор НКП «КрасноярскЭнергоАудит». – И, разумеется, эти претензии абсолютно обоснованны. Объединения собрали необходимое, для того чтобы стать СРО, количество участников, провели обучение специалистов-аудиторов, обеспечив должный уровень их квалификации. Но на что им ориентироваться в работе, непонятно. Дело в том, что до сих пор не приняты нормативные документы, регулирующие деятельность энергоаудиторов. А принять их должно опять же Минэнерго, оно же и СРО обязано зарегистрировать. Что, в свою очередь, без соответствующей документации сделать невозможно. А пока мы статус саморегулируемой организации не получили, по закону проводить аудит не можем. Получается замкнутый круг.

Разомкнуть его, судя по всему, удастся не скоро. По словам Виктора Осокина, генерального директора компании «Высокие технологии», члена президиума НП «СоюзЭнергоАудит» (Санкт-Петребург), чтобы ФЗ-261 начал работать, нужно принять порядка 50 подзаконных актов.

– Хотя работа не стоит на месте, сделать предстоит еще очень и очень много, – говорит Виктор Иннокентьевич. – У меня даже возникают некоторые опасения, что новый закон ждет та же судьба, что и Закон «Об энергосбережении» 1996 года: он был принят, но реально так и не заработал. И, безусловно, нам необходима поддержка региональных властей. В соседней Хакасии действует собственная программа по энергосбережению, а в Красноярском крае таковой нет. Наше партнерство обращалось к губернатору Кузнецову с просьбой о рассмотрении этого вопроса и о поручении соответствующей работы Региональной энергетической компании, но пока все тихо.

Новый федеральный закон, безусловно, не в последнюю очередь касается и строительной отрасли: в частности, проектирование и возведение объектов теперь в обязательном порядке должно вестись с учетом требований по энергоэффективности. Повлияет ли ситуация с саморегулируемыми организациями энергоаудиторов на работу строителей?

За комментарием мы обратились к Татьяне Панфиловой, заместителю начальника отдела энергонадзора Государственной службы строительного надзора и жилищного контроля администрации Красноярского края.

– ФЗ-261 «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности» вступил в силу 23 ноября 2009 года, с этого же момента стали обязательными все вытекающие из него требования. Правда, административная ответственность за их несоблюдение предусмотрена лишь с мая 2010 года, – говорит Татьяна Николаевна. – Для должностных лиц это штраф в размере от 20 до 30 тысяч рублей, для предпринимателей без образования юридического лица – от 40 до 50 тысяч, а для юрлиц – от 500 тысяч до миллиона рублей. Но, по большому счету, ничего принципиально нового в законе не появилось: все прописанные в нем требования хорошо известны проектировщикам и застройщикам по уже существующим СНиПам. Единственное новшество – прежде они носили рекомендательный характер, а сейчас стали обязательными, и то лишь для проектов, проходящих госэкспертизу уже после 23 ноября 2009 года. К слову, пока объектов, которые бы строились по проектам, разработанным после этой даты, у нас нет: все были утверждены еще до вступления в силу ФЗ-261. Повлияет ли заминка с созданием СРО энергоаудиторов на работу строителей? Не думаю. Необходимость в энергоаудите здания может возникнуть только в том случае, если контролирующие органы усмотрели отступление от заданных проектом норм при его строительстве. Вывод из этого следует простой:

застройщикам при возведении объектов нужно следовать проектам, прошедшим госэкспертизу (а ее прохождение возможно, только если соблюдены все требования закона), тогда и проблем никаких не будет.

«Строитель» будет следить за развитием ситуации, а в том, что она изменится, сомнений нет. «Портфель» старых проектов рано или поздно закончится, а насколько реально проектировщикам и застройщикам следовать новым требованиям и насколько велика окажется необходимость в энергоаудите готовых объектов, покажет время.

Надеемся, что грядущие перемены окажутся только позитивными.

Сообщения с форума:
сообщений нет

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Также смотрите:

На главную >> Прблемы и решения >> Энергоаудит: проверка на здравый смысл