Skip to content

На главную >> Прблемы и решения >> Александр Многогрешнов: «Дураки и дороги – это надолго»
Александр Многогрешнов: «Дураки и дороги – это надолго»
Разместил(а) Редакция
Проблемы и решения
27.04.10 10:27

mnogogreshnovДорожную отралсь, как и коммунальную не ругает, наверное, только ленивый. Обе они на виду, однако дороги в гораздо большей степени.

ЖКХ нас волнует только в пределах своего дома, микрорайона, района. А дороги? Они повсюду, они вокруг нас: большие и маленькие, трассы и проспекты, улицы и переулки. И малейший ляп в этой сфере, не важно по обеъктивным ли, субъективным ли причинам, сразу же попадает на язык к критикам. Неужели вековая российская проблема озвученная классиком, так никогда и не решится? Именно с этого мы и начали разговор с депутатом ЗС края, потомственным дорожником Александром Многогрешным.

– Александр Александрович, все ли так ужасно и бесперспективно в отрасли и критика в адрес дорожников вполне заслуженна?

– Действительно, с дорожными проблемами сталкиваются все, отсюда и постоянная критика, кстати, во многом оправданная. Но мало кто знает, сколько нужно денег, чтобы дорога служила исправно. У нас средств на эти цели отпускается многократно меньше. Поэтому ремонт выполняется с запозданием, а если не успеть вовремя его сделать, дорога начинает разрушаться.

Сроки ремонта дорог расписаны в специальных документах. И если положено делать капремонт через семь лет, значит, перекрывай улицу и делай. Положено в Красноярске ремонтировать около 140 километров дорог в год – ремонтируйте. Так записано в СНиПах, и так делается во всем мире. У нас же из положенных 140 км ремонтируется в год всего 20-30 км, самое большое 40. Поэтому идет постоянное отставание, и в результате дороги разрушаются быстрее, чем им положено.

Миллиард рублей, который мы как депутаты ЗС выделяем на Красноярск, – это почти ничего. На эти цели надо тратить 8-9 миллиардов. А мы раскидаем этот несчастный миллиард везде понемногу, и в результате дороги в скором времени опять приходят в негодность. Тоненько, так сказать, залатали, а где тонко, там и рвется.

Вот что такое ямочный ремонт? Его начали делать давно, когда на дороги не было таких больших нагрузок. И сейчас продолжают, но нагрузки увеличились, от заделанных ям идут трещины. По-хорошему надо не яму латать, а весь участок, по которому расползлись трещины. И делать хорошую заплату, обработанную мастиками, битумом. А иначе через некоторое время рядом с отремонтированной ямой появится другая.

Еще одна сторона вопроса. Все асфальтобетонное покрытие, которое применяется в Красноярске, рассчитано на температуру не ниже минус 40 градусов. Этой зимой холода доходили до 50, и морозостойкость асфальтобетона, особенно там, где он сделан на плохом битуме, не выдержала – образовалось большое количество ям. Надо добавить, что во всей России битум применяется низкокачественный.

– Так в чем же проблема, дайте начнем выпускать хороший битум. Или мы не умеем такой делать?

– Раньше мы выпускали модифицированный битум, в котором было большое количество смол, он имел несущие свойства, чего сейчас даже асфальтобетон не имеет. Но потом на федеральном уровне решили, что такой битум выпускать слишком дорого, и начали делать тот, что используется сейчас. А он не выдерживает ни нагрузок, ни морозов. Это общероссийская проблема, не только красноярская. И еще – пресловутый 94-й федеральный закон. На участие в торгах на ремонт какого-нибудь маленького участка приходит по 20 организаций, большая часть из которых не обладает нужной квалификацией. Каждый сбрасывает цену, и участок достается тому, кто меньше всего предложил потратить. В результате ремонт производится некачественно, и на следующий год дорога опять разбита. Вот, на мой взгляд, две основные причины столь печального состояния наших дорог – несвоевременный ремонт и ФЗ-94 – преступный закон, который нельзя использовать.

– Вот вы как депутаты и проявите инициативу снизу, обратитесь к коллегам в Госдуму, пусть отменяют, принимают новый.

– Да в Госдуму вся Россия пишет, уже более 100 обращений пришло по поводу отмены этого закона, и ничего. Ничего! А еще из федерального бюджета часть средств, предназначенных на дороги, сняли и перенаправили на подготовку Олимпиады в Сочи. А дороги, как стояли полураздетые, так и стоят. Правда, сняли не с нас, а с других регионов, но это потому, что у нас и так брать нечего, какие-то копейки вообще были заложены.

– А как обстоят дела с дорогами, которые должны обслуживаться за счет краевого бюджета?

– Краевых дорог у нас свыше 14 тыс. километров. Краевой бюджет слишком слаб, чтобы полноценно обслуживать их. 67 процентов средств из краевой казны расходуется на социальные программы. У нас социальный бюджет и нет бюджета развития. Мы же не можем забирать деньги у пенсионеров и людей, попавших в трудные жизненные ситуации. Более того, если на какие-то нужды денег не хватает, снимают большей частью с дорог.

– Но ведь дороги, как вены, если плохо работают, хворает весь организм. Пробки, простои, аварии, опоздания на работу...

– Да, все верно, и все это понимают, но денег нет. Как в песне у Высоцкого: «...где деньги, Зин?». Нет денег, и взять негде. Коллапс на дорогах, который произошел в Красноярске в этом году, случился, я считаю, по причине очень холодной зимы, низких температур. Не надо во всем сразу обвинять Пимашкова. Такую тяжелую зиму еще умудриться нужно пережить. Наши дороги просто не выдержали. Но, безусловно, и мэру, и новому губернатору надо бороться за то, чтобы начать выпуск модифицированного битума и использовать его при строительстве и ремонте дорог. Это в значительной степени повысит качество покрытия и долговечность. К примеру, Красноярскавтодор построил дорогу от Солонцов в обход Дрокино, используя модифицированный битум, и она уже 12 лет в отличном состоянии.

– Что скажете о перспективах строительства четвертого моста?

– Думаю, что, кроме самого моста, который мы строим на федеральные деньги, необходимо дальнейшее развитие этой идеи. Построим мост, а куда дальше? Как мы будем выезжать на улицу Свердловскую? Если не будет хорошей развязки, то мы ее просто заткнем. Была пробка в одном месте, будет в другом.

По моему мнению, надо, чтобы дорога с моста выходила на гору за «Роев Ручей», а там строить большое кольцо и по горе до Березовки соединять с другим обходом Красноярска. А с самой дороги, которая идет от моста, надо делать съезд на каждую улицу в каждый переулок, тогда это будет знаково, нужно, важно и, главное, эффективно. Тогда можно будет беспрепятственно добраться и в центр, и куда угодно. А иначе мы перегрузим правую сторону, которая и без того забита.

– Как реализуется программа «Дороги Красноярья»?

– Мы ее не успеем выполнить. Правительство увеличивает финансирование социальных программ. Это, конечно, правильно, людей бросать в беде нельзя, надо и больницы строить, и пенсии повышать... В итоге остается 33 миллиарда – денег, можно сказать, нет.

В дорожной отрасли края непростая ситуация. Если углубляться, то в Красноярске, когда только начинали строить дороги, делали их неправильно по геометрии, геодезии. Вот сейчас талым водам порой некуда бежать. Надо вскрывать дороги, убирать гравий, который лежит под асфальтом, закладывать щебень, пропитывать его цементом либо битумной мастикой, поскольку гравий подвижен и тянет за собой асфальт.

Надо менять основание наших дорог, саму подушку, с гравия на щебень, и только потом укладывать асфальтобетон. А у нас все по-прежнему. Новый слой асфальта на тот же гравий – и все сначала. Все потому, что на замену подушки столько надо денег, страшно даже подумать.

– То есть вы хотите сказать, что в ближайшее время никаких радужных перспектив для дорог не предвидится?

– Честно говоря, нет. Так и будем мучиться и мы, и наши дети. Качественный асфальтобетон и модифицированный битум, конечно, улучшат ситуацию, локально можно кое-что изменить, но, по большому счету, дураки и дороги – это надолго.

Сообщения с форума:
сообщений нет

 
Интересная статья? Поделись ей с другими: