Skip to content

На главную >> Прблемы и решения >> Не назад, а вперед 3
Не назад, а вперед 3
Разместил(а) Редакция
Проблемы и решения
18.02.09 01:00

ne nazadЭффект от государственной помощи строителям в решении кризисных проблем оказался мизерным. Для разработки действенной антикризисной программы надо определить настоящие причины кризиса и правильно оценить перспективы рынка. Строительный комплекс не может двигаться спиной вперед, то есть постоянно оглядываясь назад – на последнее десятилетие «инвестиционно-строительного бума», представление о котором изрядно мифологизировано и искажено.

Сегодня должна измениться сама логика строительной политики. Пора забыть о вчерашнем дутом процветании. Опираться надо на реалии дня сегодняшнего, а думать о дне завтрашнем. Судьба строительных компаний, прежде всего, в руках самих компаний. Но и государство, представители которого называют строительную отрасль «локомотивом экономики», может сделать немало. Если не будет ограничиваться одномоментными финансовыми вливаниями в отдельные компании.

«Эффект ружья»

Для разработки действенной антикризисной программы необходимо определить ключевые точки экономики. Такие, которые способны обеспечить «эффект ружья» – воздействие должно приводить к несопоставимому по силе отклику. Как нажатие на спусковой крючок и выстрел.

Правительство сосредоточилось на банках. Помощь им необходима, но только для того, чтобы сохранить возможность кредитования реального сектора экономики. Без подъема реальной экономики вливания в банки не могут быть эффективными. Вложенные средства банкам придется возвращать, и они не будут выдавать заведомо ненадежные кредиты. Принудить их действовать иначе невозможно – разве что заранее простить долги. Но тогда тем более деньги пойдут в другом направлении.

Следует разработать комплексный план выхода из кризиса, а все краткосрочные действия, включая вливание в банки, проводить в рамках долгосрочной стратегии. Вице-премьер И. Шувалов объявил, что на государственную поддержку могут рассчитывать только предприятия ВПК, инфраструктурные монополии и энергетические компании.

Такой подход соответствует старой модели российской экономики – «энергетической сверхдержавы». Кризис же создает предпосылки для структурного изменения – превращения однобокой энергетико-сырьевой экономики в комплексную, инновационно-производственную. Девальвация рубля ведет к росту рублевой цены импортных товаров и открывает возможность заменить их отечественными. Следует развивать производственный сектор, не допускать спада производства, сокращения рабочих мест. Для получения «эффекта ружья» надо воздействовать на отрасли, дающие максимальную отдачу в других отраслях.

Цепочки роста

Строительная отрасль в список Шувалова не вошла, хотя со всех трибун ее называют локомотивом экономики. Выражение превратилось в штамп, и, похоже, сами говорящие не понимают его смысл. Между тем строительная отрасль создает цепочки роста. Застройщик заказывает проект, нанимает рабочих, подрядчиков, приобретает строительные материалы, далее по цепочке покупают металл, сырье для цемента, кирпича и т. п. Обеспечиваются работой добывающая отрасль, энергетики и так далее. Пошла цепочка роста.

Работники задействованных отраслей получают зарплату, тратят ее на личные нужды – загружается легкая и пищевая промышленность, производство бытовых приборов, автомобилей и т. д. Возникают новые цепочки роста. Построены промышленные предприятия, торгово-бытовые объекты – создаются новые рабочие места и новые цепочки роста. Строительная отрасль для них является ключевой.

В самой строительной отрасли тоже должны быть выделены ключевые точки. Бесполезно прямое вливание денег в промышленность стройматериалов, если их некому покупать. Бесполезно вливать деньги в подрядные организации, если они не обеспечены фронтом работ. У подрядчиков главная проблема — длительные неплатежи некоторых крупных застройщиков и сворачивание объемов нового строительства.

Ключевой точкой строительного комплекса являются жилищные застройщики и заказчики промышленного и торгово-бытового строительства – как крупные, так и средние. Часть средств от их поддержки пойдет на погашение долгов подрядчикам и поставщикам материалов. Главным же пунктом стратегии должно стать появление на рынке нового продукта — жилья эконом-класса, реально, а не декларативно «доступного и комфортного». Это и есть помощь всему строительному комплексу – и строителям, и стройиндустрии, и связанным со строительством предприятиям в других отраслях.

Что касается сиюминутной поддержки. При правильной политике кризис — это очищение рынка. Уходят недобросовестные компании, лопаются искусственно надутые «мыльные пузыри», устанавливаются реальные цены. Кризис выявляет недостатки в отношениях государства и бизнеса, создает предпосылки для оптимизации организационно-управленческих схем, формирования оптимальной структуры предложения на рынке.

Это в идеале. У нас своя специфика. Такой кризис, как нынешний, позволит выжить тем, кто не имеет ни перед кем обязательств. А тот, кто встроен в цепочку, зависим от поставщиков и потребителей продукции, страдает больше всех. Это динамично развивавшиеся и социально ответственные фирмы, вкладывавшие значительные средства в развитие – не только свое, но и города (снос ветхого жилья, обновление инфраструктуры). Они оказались плотно привязанными к финансовым структурам. Такие компании нуждаются в поддержке в первую очередь.

Банковский кризис приостановлен

Пример эффективной государственной помощи есть. Банковский сектор государство поддержало всерьез. В сентябре Минфин разместил в Сбербанке, ВТБ и «Газпромбанке» федеральные средства на сумму до 1,514 трлн. руб. Господдержка дала результат. В ноябре отток вкладов резко замедлился, банки более чем наполовину компенсировали убытки сентября и октября. В 2008 г. эти банки получил прибыль большую, чем в 2007 г.

Банковский кризис в России приостановлен, финансовая система уцелела пока. Благодаря решительным действиям правительства он продолжался всего два месяца – сентябрь и октябрь 2008 г. О реальной экономике, и прежде всего о строительстве, этого не скажешь. Хотя без подъема реальной экономики нельзя исключить и повторение кризиса финансового. Излюбленные банками виртуальные финансовые игры на мировом рынке перекрыты мировым финансовым кризисом. Банки заинтересованы в привлечении новых корпоративных клиентов – иначе придется сворачивать деятельность.

В принципе, для банков строительный сектор привлекателен, и они активно предлагают свои кредитные продукты. Но на неприемлемых для строителей условиях – слишком высокий процент, слишком низкая оценка залога. Банки понимают, что риск непогашения кредита пока чрезвычайно высок. Высокий риск определяет высокий банковский процент и низкую оценку залогов. При оживлении продаж дополнительное стимулирование банков не потребуется — они сами выстроятся в очередь к застройщикам, и в результате конкуренции станут приемлемыми и ставка, и оценка залога.

Кризис доверия

Экономический кризис осложнен кризисом доверия. Потенциальный покупатель боится вкладывать деньги в недостроенное жилье, считая, что оно вряд ли будет достроено. Банки не доверяют банкам, компании не доверяют компаниям, банки не доверяют фирмам, фирмы – банкам, и все вместе не доверяют власти. Мало того, власть не доверяет власти – разные уровни друг другу, законодатели исполнителям и наоборот. Например, федеральная власть сомневается в том, что направляемые в регионы антикризисные деньги пойдут по назначению.

Оснований для недоверия к государству достаточно. Декларируется необходимость оживления кредитования. Но во всем мире банковские ставки снижаются, а в России растет ставка рефинансирования ЦБ. Падают мировые цены на энергоресурсы. В России – повышение цен на электроэнергию, железнодорожные перевозки, тепло и другие услуги принадлежащих государству «естественных монополий». Не укрепляет доверие отсутствие антикризисной программы. Недоверие подкрепляется неуклюжими попытками представителей власти свалить ответственность за собственные просчеты «на Америку».

Пока продолжается лукавство, о доверии не может быть речи. А продолжительность кризиса зависит и от того, какой будет достигнут уровень доверия к государственной антикризисной политике. Для преодоления кризиса необходимо убедительно доказать: с расхождением слова и дела покончено.

В пример можно привести лесопромышленный комплекс. Еще недавно краевые предприятия этой отрасли собирались значительно сокращать штаты. Министр природных ресурсов и лесного комплекса края А. Гнездилов взялся за дело всерьез. При его участии в январе принят краевой закон «О государственной поддержке организаций лесного комплекса края в 2009 г.» и несколько постановлений краевого правительства. Это не просто официальные документы, это – реальная антикризисная стратегия, подкрепленная финансами. Предприятия почувствовали поддержку, поверили, отказались от сокращений. А в строительной отрасли края, где «все и так хорошо», где «кризис закончится через два-три месяца», кризисные явления нарастают, реальной программы, как не было, так и нет.

Госзакупка и госзаказ

Декларированная федеральная программа помощи строителям рассчитана только на то, чтобы сиюминутно сохранить некоторые предприятия, а не обеспечивать им прибыль. Но такое положение долго продолжаться не может. Без прибыли нет развития, а без развития предприятие нежизнеспособно.

Положенный в основу программы госзаказ антикризисными мерами не является. Но преуменьшать его значение не следует, он занимает важное место в комплексной антикризисной программе – позволяет выиграть время и сохранить строительный комплекс. Комплексная антикризисная программа не может дать мгновенный результат, поскольку должна предусматривать не разовые акции, а пересмотр строительной политики.

Антикризисная программа краевого правительства в значительной мере дублирует аналогичную федеральную программу. Но есть позитивное тактическое отличие. Принятые на региональном уровне нормативные акты в сочетании с федеральным законодательством могут открыть возможность маневра предприятиям среднего и малого бизнеса. Речь идет о возможности организации финансовых схем в рамках госзаказа.

В кредитно-финансовой схеме строительных компаний можно выделить три главных пункта: где взять требуемый объем залога, как в условиях кризиса покрыть высокую ставку банка и как при отсутствии продаж рассчитаться с кредитором? Третий вопрос при госзаказе снимается – покупка обеспечивается государством. Вопрос о залоге закрывается недавно принятым краевым законом о государственных гарантиях – при госзаказе государственная же гарантия по кредиту выглядит вполне логично.

Ответ на вопрос о банковской ставке содержится в Федеральном законе 209-ФЗ от 24.07.2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Статья 17 закона прямо говорит о возможности финансовой поддержки субъектами РФ и муниципалитетами при участии федерации в части компенсации ставки по кредиту для малых и средних предприятий.

Такая схема дает предприятиям возможность продержаться до получения эффекта от настоящих антикризисных мер. Препятствий только три: отсутствие настоящих антикризисных мер, кризис доверия к государству и нежелание увеличивать объем госзаказа.


В предыдущих номерах мы показали, что строительная отрасль оказалась в кризисном положении потому, что на жилищном рынке был надут ценовой пузырь. У строителей появилась масса нахлебников – от «диких» инвесторов до сетевых компаний. Немало «сливок» сняло со строительства и государство через принадлежащие ему так называемые «естественные монополии». Строители стали заложниками финансовой пирамиды.

Осторожно: государство!

Быстрое преодоление кризиса невозможно без государственной антикризисной программы. Как следствие у чиновников возникает соблазн реализовать давнюю мечту: покончить наконец с этим непонятным им рынком и вернуться к милым сердцу административным методам управления государственной экономикой. Подмена настоящей антикризисной программы госзаказом – прямой путь к такому финалу.

На открытии форума в Давосе премьер-министр РФ В. Путин заявил о недопустимости чрезмерного вмешательства государства в экономику: «Да, усиление его (государства) роли в условиях кризиса – естественная реакция на провалы рыночного регулирования. Однако вместо того, чтобы заняться усовершенствованием рыночных механизмов, появился соблазн максимально расширить непосредственное участие государства в экономике. Оборотная сторона антикризисных мер – концентрация в руках государства избыточных активов».

Если чиновничьи мечты сбудутся, государственная поддержка превратится в «медвежью услугу» для российской экономики. Вернемся к пустым прилавкам, многочасовым (для жилья – многолетним) очередям и принципу «бери, что есть, потом и этого не будет».

Допустима ли откровенность во время кризиса? Не вызовет ли она паники, обостряющей и без того тяжелую ситуацию? Ответы на эти вопросы, наверное, могут быть разными. Но время радостных рапортов о достигнутых успехах безвозвратно кануло в Лету, хотя и задержалось, судя по всему, в некоторых чиновничьих кабинетах.

Сообщения с форума:
сообщений нет

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
На главную >> Прблемы и решения >> Не назад, а вперед 3