Skip to content

На главную >> Прблемы и решения >> Заплатки или новый костюм?
Заплатки или новый костюм?
Разместил(а) Редакция
Проблемы и решения
26.10.09 22:43

zaplatkiПроблема нехватки школ и детских садов может быть решена красноярскими предприятиями стройиндустрии по технологиям типового строительства.

Нехватка школ, и особенно детских садов, всегда была в Красноярске достаточно острой. Двухсменная учеба в школе, год-другой ожидания в очереди на детский сад были нормальными и при советской власти. Хотя в то время существовали и выполнялись нормативы по соотношению строительства жилья и детских учреждений. Как говорит директор ЖСФ «Красноярскстрой» Дмитрий Алыцкий, в прошлом главный инженер ДСК-2, раньше по краю строили 14 школ, 22 детсада в год. В Красноярске вводили 7 детсадов в год.

Проблема обострилась в 1990-х годах. Особенно острым стал дефицит детских садов. Старые школы в основном сохранились. Они находились в ведении государственных органов образования, и их здания остались в муниципальной собственности. Только некоторые из них были перепрофилированы. Например, здание школы № 11 рядом со зданием городской администрации заняли городской департамент муниципального имущества и земельных отношений, управление Роснедвижимости по Красноярскому краю и ресторан быстрого питания «Подсолнухи». Кстати, думается, что одна только стоимость наружной отделки этого здания вполне сопоставима со стоимостью средних размеров детского сада.

Судьба детских садов оказалась иной. Большинство из них находилось в собственности предприятий и ведомств. Они избавились от непрофильных активов. Старые здания распродали, и теперь новых владельцев оттуда уже не выселишь. Новое строительство детских учреждений практически не велось, хотя жилья строилось немало. Появлялись целые жилые районы, лишенные социальной инфраструктуры. На Взлетке, в районе улиц Молокова, Батурина, Взлетной по нормативам должно быть построено три детсада. Нет ни одного. На месте, где должна быть школа, — автостоянка. Примерно такое же положение в других новых районах города. В сельской местности и малых городах положение еще хуже.

Разговоры о необходимости исправлять положение начались примерно с 2005 года. Очередь тогда составляла свыше 10 тыс. детей. Было объявлено, что проблема будет решаться надстройкой дополнительных этажей и организацией групп на базе школ. Это напоминало жест отчаяния. Естественно, таким путем решить проблему не удалось.

Кое-что, конечно, делалось. В 2005 году, впервые за 20 лет, были сданы четыре школы в районах края — в поселках Подтесово и Дрокино, в селах Галанино и Шунеры. Но все же в этот и последующие годы количество обещаний явно превышало количество реальных дел.

В 2007 году, на пике экономического роста, было организовано 950 дополнительных мест для дошкольников. Всего в крае за 2007 год появилось 20 детских садов – в основном восстановленных или отремонтированных, благодаря чему количество мест для детей увеличилось на 5 тысяч.

В 2008 году — впервые за много лет — в городе были построены две новые школы и детский сад. Отличные проекты, великолепная работа строителей. Новые школы и детсад отвечают самым взыскательным вкусам. Но очередь на детсад – несколько тысяч детей. А мест в нем — 500. На всех не хватает.

Теперь ситуация обострилась до предела. 30 августа на площади Революции в Красноярске прошел очередной пикет против ущемления прав детей на бесплатное дошкольное образование. Собралось несколько десятков родителей с детьми. По данным пресс-службы главного управления образования, детские сады в городе на сегодня посещают 33 798 детей, в очереди состоят 34 882 ребенка. Цифры названы с точностью до одного ребенка, и это позволяет считать их более достоверными, чем предыдущие.

В 2009 году планируется ввести 6 вновь построенных дошкольных учреждений, 6 зданий после капитального ремонта, открыть две дошкольные группы в общеобразовательной школе. С 2010 по 2011 год предполагается построить 11 детских садов. За три года будет введено 4260 дополнительных мест для детей дошкольного возраста. В этом случае общий охват детей услугами дошкольного образования составит 45,6%.

Глава города Петр Пимашков предложил своим подчиненным изыскать два места под детские сады в Октябрьском районе. В районе ул. Ботанической ПСК «Союз» будет строить частный детский сад, а городской бюджет компенсирует родителям разницу в оплате по сравнению с муниципальным детским учреждением. Но, кроме детского сада, в микрорайоне Ботаническом нужна школа.

Во время пикета советник министерства образования и науки Красноярского края Евгений Степанов сообщил, что в министерстве образования размышляют и над тем, как снизить стоимость строительства новых детских садов в Красноярске. Наверное, надо напомнить, что метод известен давно. Причем предложение для федерации прозвучало из Красноярского края.

Еще в 2006 году наш губернатор, выступая на проходившем в Красноярске федеральном совещании по приоритетному национальному проекту «Образование», заявил, что у нас разработаны проекты типовых детских садов, как для больших городов, так и для малых и сельской местности. Дмитрий Медведев, тогда еще вице-премьер, поддержал инициативу Хлопонина. Он отметил, что этой задачей должны заняться вместе и федеральные министерства, и региональные заказчики.

Камнем преткновения в реализации подобных социальных проектов стало отсутствие денег в городском бюджете. По словам проектировщиков, школа на тысячу мест обходится около 1 млрд. руб. Детский сад на 250 мест — порядка 350 млн. руб. Такие деньги найти сейчас сложно. Но почему надо строить только грандиозные объекты? Надо уходить от гигантомании и рассредоточить объекты. Конечно, меньших размеров школа или детский сад разом не решат всю проблему Красноярска с нехваткой детских образовательных учреждений. Но они вполне способны решить проблему нескольких жилых кварталов. Такие школы и детсады обслуживают меньшую территорию, и детей не надо в них возить. Можно водить. Повышается безопасность: по дороге в школу детям не надо переходить дорогу.

Детский сад надо делать уютным, для этого в нем не должно быть больше 100 -120 детей, а небольшие детские учреждения намного уютнее гигантских. Делать воспитание конвейерным нельзя, надо обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку. В крупных учреждениях это невозможно. Желательно не просто строить детские сады и школы, а создавать образовательные комплексы: возводить рядом расположенные детский сад и школу, объединенные единым комплексом питания. Дети привыкают к месту, у них вырабатывается схема посещения.

У нас есть отличный пример — школа № 106. Рядом находятся детский сад и университет. Создана сплошная образовательная цепочка. Ребенок из детского сада переходит в школу, затем в университет. Такая же схема заложена на ул. Ботанической, где ведется строительство нового микрорайона. Там территория детского сада плавно переходит в школьную.

zaplatki1На небольшой объект найти деньги проще. В строительстве детских учреждений заинтересованы все. Родителям нужны места в детских садах и школах, городу надо решить социальную программу, производителям стройматериалов требуется обеспечить их сбыт, строители заинтересованы в реализации своих проектов комплексной застройки. Школьная территория, детский сад — ядро микрорайона, элементы социальной инфраструктуры, повышающие комфортность проживания, а значит, улучшающие продажу жилья.

Очевидно, в нынешних условиях нельзя надеяться только на государство, а надо объединять усилия. Варианты сотрудничества найти можно. Например, строители принимают обязательство ввести детский сад за год. Под гарантию муниципалитета им выдается кредит. Город компенсирует проценты по кредитам, которые выдаются строителям, а со временем выкупает объекты — строители должны получить назад вложенные деньги. За социальную сферу отвечает государство, и, в конечном счете, оно должно компенсировать затраты. Рано или поздно наполняемость бюджета восстановится, и это станет возможным.

Город обеспечивает минимальную цену подключения к сетям. При желании такую возможность муниципалитет находит. Нашлась же возможность сделать это для домов, достраиваемых обманутыми дольщиками («Строитель» № 351 от 6 сентября 2009 г.). Значит, можно найти возможность сделать это и для еще одной социальной программы. Крупные компании могут реализовывать такие проекты самостоятельно, средние – объединенными усилиями нескольких фирм. Кстати, эта схема для Красноярска не новая. 12 февраля 2007 года было подписано трехстороннее соглашение между администрацией Красноярска, ООО «Монолитхолдинг» и Сбербанком о строительстве школы в микрорайоне Иннокентьевском. Предполагалась комплексная застройка — наряду с жилыми и административными зданиями в проект заложены школа, детский сад и два детских сада-яслей.

На презентации соглашения представитель Сбербанка подчеркнул, что для них это проект некоммерческий, но Сбербанк может себе это позволить и понимает свою социальную ответственность. Кредитование строительства школы будет вестись под минимальный процент, окупающий только издержки. В дальнейшем город в течение нескольких лет частями выкупит здание у застройщика («Строитель» № 235 от 14 февраля 2007 г.). Предполагалось, что в дальнейшем эта схема будет применена и в других микрорайонах, в том числе в Слободе Весны и последнем строящемся микрорайоне в Северном.

Но строительство крупной школы тянется долго. После того совещания прошло уже почти три года, но до сдачи еще далеко. К тому же изменилась экономическая ситуация, и кредитование строительства Иннокентьевского теперь ведет другой банк — ВТБ. Школа меньшего размера за этот срок давно была бы построена. К тому же к строительству небольших детских садов и школ можно привлекать денежные средства родителей, стоящих в очереди. Нередко родители записываются в очередь сразу после рождения ребенка, а детсад понадобится года через полтора, а то и через три. Запас времени есть.

По окончании детсадовского периода родители должны получить назад деньги. Когда ребенок уходит в школу, родители могут место продать. В частном детском саду родителям придется платить не намного меньше, но здесь ему эти деньги вернутся. Эта схема исключает коррупцию. Все делается на частной основе, чиновники не имеют к ней отношения. Так строится жилье, автостоянки. Почему нельзя применить эту схему для объектов социальной инфраструктуры?

Упоминавшиеся губернатором недорогие и качественные типовые проекты у нас действительно есть, и красноярским предприятиям стройиндустрии остается только удивляться, что они не востребованы. Сейчас самое время вкладывать деньги в строительство для государственных нужд. Раньше строители не хотели такими объектами заниматься — рентабельность низкая. Теперь коммерческое жилищное строительство замедлилось, и строители за эти объекты возьмутся.

Технология конструкции безригельного каркаса (КБК), внедренная на Красноярском ЗЖБИ-1, позволяет производить комплекты для строительства школ и детских садов. Сегодня они строятся либо из кирпича, либо из панелей в варианте 97-й серии. Технология «БК позволяет обеспечить изящество кирпичного строения при скорости возведения и стоимости панельного здания.

Проект школ на 550 мест и детских садов на 280 и 320 мест уже разработан новосибирским институтом «Военпроект-12». Один из проектов намерена купить ПСК «Омега» и внедрить его совместно с ЗАО «КЗЖБИ № 1». Школа соответствует новым нормам СанПиНа. Сетка колонн варьирует от 6 до 7,2 м, что предоставляет свободу компоновки классов. Есть возможность при необходимости увеличить площадь столовой, спортивного и актового залов, рекреационных зон отдыха. В такой школе или детском саду детям будет комфортно. Детские сады пока не востребованы.

По словам генерального директора ЗАО «КЗЖБИ № 1» Александра Гера, при правильном совместном подходе проблему детских садов можно решить в течение двух лет, используя возможности города, строительных компаний и родителей.

Пора от лозунгов переходить к делу. Строители свое слово сказали, ждем предложений от городских департаментов экономики и социальной политики.


Образование — это будущее нации, и в него надо вкладывать деньги в первую очередь. Конечно, нужны и офис-центры, и торговые центры, но в Красноярске большой дефицит образовательных учреждений. Строительство школ и детских садов — задача первоочередная.

Сообщения с форума:
сообщений нет

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
На главную >> Прблемы и решения >> Заплатки или новый костюм?