Skip to content

На главную >> Прблемы и решения >> Подходы определяются не в кабинетах
Подходы определяются не в кабинетах
Разместил(а) Редакция
Проблемы и решения
26.10.09 22:27

podhodyНа совещании в Новалэнде поставлены задачи, решение которых может дать толчок малоэтажному домостроению в крае.

Три года назад с подачи президента, в то время вицепремьера Дмитрия Медведева, возведение малоэтажных поселков эконом-класса в пригородной зоне, снабженных всей необходимой инфраструктурой, стало рассматриваться как генеральное перспективное направление, значительное добавление к традиционному для российских городов многоэтажному строительству.

О доступном малоэтажном жилье говорится много, но ни одного поселка эконом-класса, во всяком случае, в Красноярском крае, пока не появилось. Загородное жилье — либо дачные поселки, возникшие в советские времена, либо так называемые элитные поселки. Дачные поселки не предназначены для постоянного проживания. Следовательно, в них не предусмотрена ни инженерная, ни производственная, ни социальная инфраструктура. То есть о программе развития малоэтажки применительно к ним говорить не приходится. Построено и строится несколько поселков высокой ценовой категории. Но они, в силу малочисленности и дороговизны, тоже не могут рассматриваться как прототипы будущих поселений, рассчитанных на десятки тысяч людей.

Во время инвестиционного бума малоэтажка рассматривалась отчитывающимися за квадратные метры чиновниками как досадная, навязанная федеральным руководством помеха. Но в последнее время эта тема, стала восприниматься на региональном уровне всерьез — малоэтажка требует значительно меньшего оборотного капитала.

Министр строительства и архитектуры края Николай Глушков заявил: «В текущем году малоэтажное строительство занимает 30% от общего объема. Я надеюсь, что это направление будет только развиваться и уже в 2010 году составит 50%. Малоэтажная застройка — это единственный резерв Красноярского края для развития строительной отрасли и увеличения объемов застройки».

16 октября на территории строящегося жилого комплекса Новалэнд в Емельяновском районе прошло совещание, посвященное вопросу развития малоэтажного строительства. Совещание проводил глава краевого правительства Эдхам Акбулатов. На 2010 год в крае определено 24 площадки для малоэтажного строительства. Они находят ся в Ермаковском, Тасеевском, Новоселовском, Минусинском, Каратузском, Курагинском, Сухобузимском, Северо-Енисейском районах, в Ачинске, Железногорске, Зеленогорске, Минусинске, Боготоле, Сосновоборске. Открывая совещание, Акбулатов отметил, что массовая малоэтажная застройка возможна только на основе современных технологий индустриального строительства. В том числе на базе типовых проектов. Нужна стандартизация, типизация, унификация.

Министр строительства сообщил о подготовке каталога домов, пригодных для Красноярского края. Это около 200 проектов. Они адаптированы под требования рынка — площадь домов 70-140 кв. м. Разработкой проектов занимаются как крупные институты, так и небольшие архитектурные мастерские. В проектах использованы разные технологии, в том числе быстровозводимые. Сертифицировано примерно 15 технологий. Проекты пригодны для социального строительства. В крае производить материалы для быстровозводимого жилья готовы четыре завода. Суммарная мощность — около 250 тыс. кв. м жилья в год.

Из 24 планируемых площадок на 10 получены технические условия, разработана документация по инженерным сетям. Это 481 га территории. Кроме того, Федеральный фонд жилищного строительства выделил Красноярску 141 га земель в районе плодовоягодной станции. Часть из них тоже пойдет под малоэтажное комплексное строительство. На некоторых площадках проведены сети и дороги. Предполагается бюджетное строительство объектов социальной инфраструктуры. Конкурсного отбора площадок не будет, все они автоматически попадают в число получателей средств краевого бюджета на 2010-2012 годы.

Финансирование строительства должно вестись как за счет частных инвесторов, так и за счет бюджета разных уровней, причем бюджетные средства должны расходоваться на создание инфраструктуры. По мнению министра, надо возвращаться и к корпоративной ипотеке: крупные предприятия заинтересованы в привлечении молодых специалистов, а их надо обеспечивать жильем.

podhody1Остается вопрос: для кого строить жилье? По словам Глушкова, в Боготольском районе не могут найти 60 участников, желающих купить дома в планируемом поселке. И эта картина не уникальна. Поэтому часть жилья изымается с рынка — 2700 квартир в этом году направляются на социальные нужды или подпрограммы с бюджетной поддержкой, причем без учета владельцев сертификатов. Частично эти программы должны касаться малоэтажного жилья. Глава Боготольского района подтвердил информацию министра и отметил значительную потребность района в таких программах. Акбулатов добавил, что по программе поддержки молодых специалистов для сельского хозяйства край может компенсировать до 90% стоимости жилья.

Глава Емельяновского района Николай Шилов сообщил о таком способе стимулирования строительства, как снижение налога на землю и арендной платы за нее. Инициатива одобрена Акбулатовым: теряя относительно небольшие суммы в краткосрочной перспективе, район значительно больше приобретает в долгосрочной. Если строительная компания построит дом, район получит постоянный доход по налогам на землю и недвижимость. Поэтому имеет смысл снижать платежи на начальном этапе, повышая их при задержке строительства. Возможна и немедленная компенсация потерь. Строительные компании, работающие в районе, должны вставать в нем на налоговый учет и платить налоги по месту деятельности.

Выступали и другие руководители муниципалитетов, рассматривая частные вопросы. Создается впечатление о гигантском разрыве в представлениях Акбулатова и глав муниципальных образований. Вплоть до того, что главы муниципальных образований ищут пути решения уже решенных вопросов, вроде обеспечения жильем молодых специалистов сельского хозяйства. В муниципалитетах не знают даже о действующих краевых программах. Получается, что глава краевого правительства идет «по целине» — все, сделанное до сих пор, мало влияет на формируемую программу.

Интересная дискуссия возникла между Акбулатовым и представителем Центра по сертификации Валерием Чистохиным. Чистохин заявил, что шесть предприятий прошли первый этап сертификации — на детали домов и технологии монтажа. Осталось сертифицировать конечную продукцию — комплектный дом в целом. Акбулатов поинтересовался, зачем нужно сертифицировать типовое решение. По его мнению, сделанного достаточно, незачем создавать дополнительный бюрократический барьер. И заявил, что вводить сертификацию готового дома не позволит.

Руководитель краевой службы по контролю в области градостроительной деятельности Константин Шумов поднял вопрос о процедуре аукционного предоставления земельных участков. Она существенно увеличивает затраты на строительство жилья. В России только 10-14% населения при действующих драконовских ставках по ипотеке способно за собственные средства или с привлечением кредитов построить себе жилье. Остальная масса населения не имеет такой возможности.

Законодательство допускает предоставление земли без аукциона. И было бы целесообразным рассмотреть возможность реализации программы жилищного строительства в рамках полномочий органов местного самоуправления, связанных с созданием муниципального жилищного фонда. То есть через конкурс среди строительных компаний, предметом которого является строительство жилья с целью снижения стоимости квадратного метра. Для этого должны быть созданы стандарты жилья эконом-класса, сертифицированы соответствующие проектные решения и технологии.

Таким путем может создаваться муниципальный жилищный фонд и для социального, и для муниципального коммерческого найма. Подобная государственная интервенция на рынке первичного жилья должна серьезно подвинуть уровень цен на этом рынке. Акбулатов согласился с тем, что аукционная процедура предоставления земли для жилищного строительства зачастую приводит к неадекватным результатам. Это необходимо прекратить и сделать так, чтобы стоимость квадратного метра земли, «которая дана от Бога», не взвинчивала стоимость квадратного метра жилья для конечного покупателя.

Председатель краевого правительства поставил несколько задач. Надо составить полный реестр проектов, пригодных для строительства в крае. Это же относится к сертифицированным технологиям и базам строительной индустрии, независимо от того, кому они принадлежат. Необходимо подготовить информацию о привлекаемых проектных институтах и организациях, заслуживающих доверия.

Следует активно использовать прогрессивные, снижающие затраты, проектноархитектурные решения, в частности, строительство сблокированного жилья. В предлагаемых проектах 80% — дом на одну семью. Надо рассчит ать объем средств, требующихся для инженерного обустройства и утвержденных краевым правительством площадок и создания на них социальной инфраструктуры. Затем распределить вложения между инвесторами и бюджетами разных уровней.

Поставлена задача определить потребителя строительной продукции, направленные не него госпрограммы, разобраться с позицией банков в вопросе ипотечного кредитования и предложить им объяснить, что делается для того, чтобы эти продукты воспринимались населением как приемлемые. Требуется разобраться и в том, как главы муниципальных образований стимулируют жилищное строительство и что делают для привлечения строительных организаций на свои территории. И разработать меры поощрения лучших через приоритеты в выделении средств.

Акбулатов предложил разработать методические рекомендации по предоставлению земельных участков для жилищного строительства по безаукционной процедуре на доступных условиях. Прошедшее совещание — не разовое мероприятие, эту практику предполагается продолжить в других городах и районах края. Следующее совещание должно пройти в ноябре в Зеленогорске.

Трудность состоит в том, что массовое строительство малоэтажки является значительной инновацией для России. Отсутствие опыта приводит к тому, что в дискуссиях на эту тему в лучшем случае высвечиваются наиболее очевидные и, при всей их важности, частные вопросы.

В первую очередь это вопрос о землях под застройку, об отсутствии четко разработанных юридических механизмов приобретения и оформления земли. Второе — самая животрепещущая тема: цены, размер которых может свести на нет любые механизмы кредитования. Третье — это инфраструктурные трудности, дороги и сети. И четвертое — строительные технологии. Здесь преобладает оптимизм, связанный с достижениями стройиндустрии, прежде всего, западной.

Но на самом деле все эти моменты — действительно важные и трудноисполнимые — могут обсуждаться только после того, как освоен опыт, накопленный в странах, где малоэтажка давно стала главным направлением жилищной застройки.


Самое время научиться управлять солнцем. Это очень просто с солнцезащитными системами от компании Sunny Dreams. В ваших руках широкий выбор вариантов защиты от солнца: маркизы, навесы, террасы и веранды, уличные зонты, шторы-плиссе и многое другое. Управляйте солнцем дома, на работе, на даче. Мы рады передать вам традиционное немецкое качество. Сделайте свою жизнь комфортней.

Сообщения с форума:
сообщений нет

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
На главную >> Прблемы и решения >> Подходы определяются не в кабинетах