Skip to content

На главную >> Прблемы и решения >> Право на жилье — базовое право человека
Право на жилье — базовое право человека
Разместил(а) Редакция
Проблемы и решения
06.10.09 02:30

denisovУполномоченный по правам человека в Красноярском крае Марк Денисов  проинформировал губернатора о ситуации с правами человека в крае по итогам восьми месяцев года. Одной из главных проблем в этой сфере уполномоченный считает нарушение жилищных прав. Денисов изложил нашей газете свое видение проблемы права человека на жилье.

— Марк Геннадьевич, какие изменения произошли за год в плане нарушения прав человека на жилье?

— Тема права человека на жилье в этом году остается ведущей в общем объеме обращений о нарушении прав человека. За 8 месяцев текущего года удельный вес этих вопросов составил 12,66%. Это первое место среди всех тем без учета жалоб на нарушение прав в местах лишения свободы. В 2008 году удельный вес жалоб граждан на нарушения жилищных прав за этот же период составлял 11,3%, то есть число нарушений растет.

Нарушения прав человека в жилищной сфере можно разделить на три основных блока: вопросы, связанные с ветхим и аварийным жильем, выселение жителей общежитий новыми владельцами без предоставления другого жилья и обвал на рынке долевого строительства. В начале года мы ожидали, что на первое место выйдет тема нарушения трудовых прав. Предпосылки – связанное с кризисом закрытие и перепрофилирование предприятий, высвобождение работников. Но этого не произошло. Результаты 8 месяцев говорят о том, что либо глубина кризиса была меньшей, чем ее оценивали, либо выверенными и эффективными оказались меры правительства и руководства края. Рост нарушений, связанных с трудовыми отношениями, составил 0,7%. Рост в жилищной сфере — вдвое больше. Право на жилище — одно из базовых социальных прав. Без него человек не имеет здоровья, дохода, возможности создать семью. Жилье — показатель благополучия.

— В чем основная проблема по ветхому жилью?

— Состояние жилищного фонда, который достался нам от предыдущих поколений, плачевное. Во-первых, его недостаточно, во-вторых, значительная часть жилья обветшала. Особенно тяжелое положение в районах края, где зачастую стоят домишки на глиняных фундаментах еще дореволюционной постройки. Я получаю оттуда очень много жалоб на нежелание муниципалитетов заниматься обветшавшим муниципальным фондом. В сельской местности и небольших городах у местной власти нет возможности маневра. Там проживают льготники, многодетные семьи, ветераны войны и т.д. А делить власти нечего, жилья нет. Строительство минимально. Поэтому и идет поток жалоб.

— Очевидно, к теме ветхого жилья относятся и обращения жителей ветхих и аварийных памятников. Проблемы этих людей, живущих в опасных условиях, никто не пытается решать, а сами они не имеют права даже сделать настоящий ремонт.

— Из Красноярска такие жалобы к нам не поступали, но есть два обращения из районов. Хотя проблема достаточно остра и в Красноярске, я с ней знаком. Делать серьезный ремонт в памятниках жильцы не слишком хотят — они, в основном, не собственники. Проводят косметический ремонт, а надо восстанавливать фундамент, стропила. Там протечки, набел толщиной два сантиметра. Все сгнило, можно сквозь стену руку на улицу просовывать. Власть говорит, что эти дома нельзя ни ремонтировать, ни приватизировать, и делать ничего не будет. Пусть люди так и живут, пока серьезный несчастный случай не произойдет.

Я вижу такой порядок решения проблемы. Прежде всего, надо внимательно отнестись к перечню памятников. Комиссия Абакумова в Заксобрании края этот вопрос рассматривала, и вскрылись интересные вещи. Множество объектов оказалось в списке по непонятным причинам. Никакой ценности – ни культурной, ни исторической – они не представляют. Но числятся памятниками. Надо наводить порядок. Если здание находится в аварийном или ветхом состоянии, людей надо расселять независимо от статуса дома. Терпеть ситуацию, когда люди живут в разрушающихся домах, нельзя. Если это действительно памятник, муниципалитет должен его реставрировать, а затем использовать для аренды или какого-то другого практического применения и извлекать из этого прибыль.

Можно создать в Красноярске исторический деловой центр – не в высотках, а в традиционных сибирских купеческих домах. Это было бы узнаваемо и престижно с точки зрения архитектурного имиджа города. Купеческие здания у нас были основой центральных улиц. Если в них зайдут серьезные процветающие компании, которые могут содержать эти дома, это создаст дополнительный антураж старому сибирскому городу с купеческими корнями и подчеркнет взаимосвязь старого и нынешнего предпринимательства. Конечно, проще нарезать пустыри где-нибудь на Ястынском поле или в Покровке, где нет ни коммуникаций, ни исторической составляющей, делить на тендерах лоты, чем вдумчиво заниматься обликом не последнего в Сибири города с серьезной историей и серьезным потенциалом. Это шахматы, а некоторым больше нравятся примитивные карточные игры.

— Вы перечислили три системные проблемы. В чем заключается вторая?

— Второй блок вопросов связан с общежитиями. После их приватизации людей стали выселять на улицу. Наши юридические проработки показывают, что нет нормативно-правовой базы, позволяющей владельцам общежитий выселять людей, заселившихся в советские времена. Но это происходит сплошь и рядом. Такие решения собственника незаконны и должны оспариваться в суде.

— А что происходит сейчас с долевым строительством?

— Третьим вопросом, разогревающий тему жилья в Красноярском крае, является обвал на рынке долевого строительства. Это самый большой блок обращений, ставший причиной лидерства жалоб на ущемление жилищных прав в Красноярске. Две недели назад состоялось большое совещание в администрации Красноярска. Руководил им глава города Петр Пимашков. Впервые на таком уровне было громко и четко сказано: «У нас случилась беда. Решать проблему придется сообща. Это касается всех, и прежде всего управленцев Красноярска. И мы обязаны эту ситуацию купировать и помочь людям, оказавшимся в беде». В Красноярске спустя 10 месяцев после начала кризиса первым лицом города наконец-то сформирована политическая воля в отношении проблемы, с которой столкнулись горожане. Это половина успеха, потому что с этого момента каждый чиновник в городе понимает: теперь отмахнуться от проблемы, например, перенаправить в суд, он не сможет. Пусть с опозданием, но проблема публично сформулирована на высшем городском уровне.

— Предпринимаются ли практические шаги для исправления ситуации?

— Волевым путем определено, что в этом году из 38 проблемных объектов 12 будут сданы любой ценой. Треть пострадавших людей уйдет из тяжелой социальной зоны — от отсутствия жилья, долгов по ипотеке, порой — от суицидальных настроений. На следующий год глава города поставил задачу сдать еще 12 домов. Под это подведены обоснования и расчеты. Среди них есть очень тяжелые объекты, где узлы не распутаны. Например, дом по ул. Грунтовой, где достройке мешает незавершенное расселение жителей муниципального ветхого жилья. На совещании были даны заверения, что в первом квартале 2010 года стоящие на стройплощадке бараки будут расселены. Тяжелая ситуация с домом компании «Сибстоун» на ул. Копылова, в котором имеются двойные и тройные продажи. Сложная ситуация в Ветлужанке, где дом расположен рядом с антенным полем, и служба санитарного надзора запрещает его сдачу. Остается 14 домов.

Самое большое опасение вызывают дома, сдача которых намечена на 2012-2013 годы. Люди купили воздух, даже не землю. На остальных площадках что-то есть — хотя бы свайные поля, а то и почти готовые коробки. Здесь нет ничего. И когда дело дойдет до них, поменяются цены, изменится ситуация в экономике, в строительстве. Как они будут строиться, неизвестно.

Некоторые дома достраиваются силами дольщиков, создавших юрлицо. Так, например, достраивается дом компании «Сава ЛТД» на ул. Судостроительной. Там создано ТСЖ «Успех» под руководством Сергея Дорохова. Мы помогали им решить вопрос землеотвода. Есть еще примеры. Но не каждый дом находится в той стадии строительства, когда дольщики могут его достроить.

Глава города жестко поставил вопрос о стоимости подключений к сетям. Он заверил, что для домов, достраиваемых дольщиками, будут найдены способы уменьшить финансовое бремя подключений. Это не всем понравилось, но мэр проявил волю и поставил задачу чиновникам. На мой взгляд, городская власть в лице группы под руководством первого заместителя главы города Боброва проявила незаурядное мужество, когда открыто вышла к находящимся в состоянии шока и агрессии людям. С ними провели тяжелые переговоры, смогли поддерживать взаимодействие в течение всей первой половины года. Проведено 46 встреч с дольщиками — по каждому району и объекту. За каждым объектом закреплен определенный чиновник. Но формирование четких политических установок произошло только в сентябре.

Самое главное, чтобы не возник новый кризис. Нынешний — уже второй в системе жилищного строительства. Первый продолжался с1998 по 2002 год, и до сих пор не все его последствия устранены — еще есть оставшиеся с того времени дома. События 2008 года говорят о том, что выводов из происшедшего ранее не было сделано. Система городского управления и управления жилищным строительством, та система, которая вырабатывает политику, не вынесла из прошлого никаких уроков, не учла свои ошибки и промахи.

Сейчас очень важно проанализировать причины и ход кризиса, возможные пути выхода из него. Надо создать новую систему отношений на рынке, систему разрешительных процедур и контроля. Государство должно разрабатывать правила и поддерживать порядок, а не участвовать в рынке, лоббировать компании. Должны быть разработаны такие процедуры и практика администрирования, чтобы в жилищном строительстве на территории Красноярского края не случились кризисы номер три и номер четыре. Над этой моделью должны думать специалисты и в строительных компаниях, и в депутатском корпусе, и эксперты, и управленцы города и края, взаимодействующие со строительными компаниями. Это важнейшее направление работы.

Сообщения с форума:
сообщений нет

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
На главную >> Прблемы и решения >> Право на жилье — базовое право человека