Skip to content

На главную >> Прблемы и решения >> Для чего нужна государственная помощь
Для чего нужна государственная помощь
Разместил(а) Редакция
Проблемы и решения
21.09.09 18:46

349-1Средние строительные компании обошлись без государственной помощи. Крупным фирмам она необходима, но работу средних компаний тоже можно и нужно стимулировать.

Средние и крупные

В апреле этого года, в разгар кризиса, мы обратились к руководителям средних компаний-застройщиков с вопросом, в какой государственной поддержке они нуждаются. Напомним ответ директора ООО «СитэкСтрой» Игоря Федорова: «Таким компаниям, как наша, власть вряд ли чем-то сможет помочь. Мы строим жилье повышенной комфортности на престижных площадках. Оно не может быть дешевым, поэтому под критерии госпрограммы не подходит. Но нам госпрограмма и не нужна. Мы сами выбрали направление повышенной комфортности. У нас своя категория покупателей. Мы привыкли быть самостоятельными и отвечать за результаты своей работы. Если государство выкупит у крупных застройщиков квартиры для социальных программ, для расселения ветхого жилья и освободит рынок от излишков, наш покупатель сам к нам придет. Главное — создать условия, в которых покупатель увидит разницу между жильем эконом-класса и нашим». К словам Федорова могут присоединиться руководители «Енисейлесстроя», «СибЛидера», «Зодчего» и ряда других компаний.

Во всех госпрограммах фигурирует средняя цена квадратного метра. Но дома отличаются местом расположения, материалом стен, оснащением дворов, окружающей социальной и транспортной инфраструктурой, наличием парковок и многим другим. Естественно, цена различна, она может отличаться в разы. Даже одинаковые квартиры в одном доме, но расположенные на разных этажах, могут стоить неодинаково.

Здесь и лежит причина того, что средние фирмы могут обходиться без господдержки, а крупные — нет. Средние предприятия строят в относительно небольших количествах по индивидуальным проектам заведомо дорогое по меркам российских зарплат жилье для ограниченного круга покупателей. Крупные компании заняты поточным строительством жилья эконом-класса, предназначенного для массового потребителя.

Потребность в таком жилье колоссальная, но массовый покупатель не может платить много. Поэтому без господдержки, особенно в нынешних условиях, крупным компаниям не обойтись. Это социальное строительство, а социальная функция лежит на государстве. Статья 40 Конституции РФ гласит: «Каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов».

О массовом государственном и муниципальном строительстве для доступной аренды пока только говорят. Сейчас помощь государства строителям имеет два основных ориентира.Программы, связанные с выкупом жилья, предназначены только для исправления ранее допущенных государством ошибок и разгрузки рынка от построенных по приснопамятному нацпроекту «Доступное жилье — гражданам России» дорогостоящих излишков. Новое строительство они не стимулируют. На это нацелена программа стимулирования покупательского спроса — субсидирование ставки ипотечного кредита.

В Красноярском крае в соответствии с краевым законом «О дополнительных мерах по стимулированию строительной отрасли Красноярского края в 2009-2010 годах» с 3 августа 2009 года применение субсидий позволило снизить ставку до 12% годовых на площадь, соответствующую социальной норме.

Эта мера может оказаться действенной, прежде всего, для средних компаний. Конечно, нельзя утверждать, что она стала ключевой в решении их проблем. Программа работает недавно, и большого влияния оказать не успела. В средние компании покупатель вернулся, и оснований для падения цены на их продукцию нет. Хотя резерв имеется и здесь — если государство начнет добросовестно выполнять предусмотренные Градостроительным кодексом обязанности по подготовке площадок. Но средние фирмы уже могут обойтись и без этого — при сократившихся объемах работ.

Крупные предприятия не обойдутся. Даже при субсидированной ставке ипотечного кредита она остается высокой. Да и без ставки по кредиту обозначенная президентом цена в 30 тыс. руб. за кв. м для массового покупателя остается непомерной. Стоимость жилья эконом-класса должна снижаться. Но зависит это не от строителей, а исключительно от государства. Строители сделали все, что в их силах.

Надо ли поддерживать средних?

Из вышесказанного может сложиться впечатление, что средние компании строят исключительно для богатых. Это не так. Их продукция — не «элита». Просто это жилье лучше чем то, к которому привык советский человек. Обычное жилье для обычных людей среднего достатка. И хоть компании вырвались из кризиса самостоятельно, такое строительство тоже надо стимулировать — как в плане увеличения объемов, так и в плане снижения цены, повышения доступности.

Возможность для этого есть. Не секрет, что большинство авторитетных средних компаний занимается сносом. Многие застройщики утверждают, что большую долю в стоимости возводимого ими жилья составляют расходы на расселение для сноса. Стоимость высока из-за бесправия частного застройщика, вынужденного выполнять порой непомерные требования расселяемых граждан. А ведь муниципалитет может расселять жителей ветхих строений и выставлять освобожденные площадки на аукционы.

Тем более, что одна из антикризисных программ нацелена на снос ветхого жилья. Но речь идет не о сносе как таковом, а о выкупе жилья для этих целей. По этой программе в Красноярске уже приобрели 408 квартир, предполагается довести цифру до 450. На территории сносимого фонда можно построить 10-12 четырехподъездных многоэтажных домов. Основные поставщики жилья — крупные компании «Сибиряк» и «Культбытстрой», занятые на рынке эконом-класса. Средние компании, работающие в секторе повышенной комфортности, подходящее под критерии программы жилье предложить не могли и в программе не участвовали.

Освобождаемые площадки находятся в городской черте. Мы не раз писали, что, несмотря на популярное заблуждение о низкой стоимости строительства на освоенной территории, застройка таких площадок обходится значительно дороже, чем на окраине. Даже при бесплатном сносе. Лепту вносят стесненные условия, близость соседних заселенных домов, а главное, необходимость обновления до предела изношенных сетей в большом радиусе от стройплощадки — подключать к ним дополнительную нагрузку нель зя, а сетевые компании не считают нужным тратиться на развитие собственной производственной базы.

Площадки останутся слишком дорогими для жилья эконом-класса. На них все равно придется строить жилье повышенной комфортности, а социальное строительство  развивать на окраинах. Если эти площадки достанутся не только крупным, но и средним компаниям — естественно, за плату, на конкурсной основе, но дешевле, чем при частном сносе, — то это будет действенной государственной помощью средним компаниям, стимулирующей рост объемов и снижение цены их продукции. А вырученные при продаже площадок деньги можно использовать на создание инфраструктуры для социального строительства на окраинах.

При этом о помощи можно говорить только условно. Расселение жителей ветхого жилья — социальная функция, а социальные функции, повторимся, — прерогатива государства. На застройщиков она была переложена при хорошей рыночной конъюнктуре. Теперь в качестве «помощи» строителям государство может начать само исполнять свои обязанности. Неплохо, если еще и принудит к этому сетевиков — рыночный подход не исключает принуждение монополистов.


Условия для строительного бизнеса стали хуже

Государство вводит все новые и новые программы поддержки предпринимателей, но, по данным проведенного Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией IFC исследования, условия ведения бизнеса в России за последний год ухудшились.

Исследователями учитывались затраты времени и денежных средств, необходимых для соблюдения требований государства в связи с учреждением нового предприятия, получением разрешений на строительство, наймом работников, регистрацией прав собственности, получением кредитов, защитой прав инвесторов, уплатой налогов, ведением международной торговли, обеспечением исполнения договоров применительно к деятельности малых и средних предприятий.

Российская Федерация заняла 120-е место среди 183 стран мира, уступив Республике Бангладеш и обогнав Коста-Рику. В прошлом году Россия занимала 118-е место.

По мнению авторов исследования, самым слабым местом РФ остаются условия ведения бизнеса в строительной отрасли, в частности, сроки получения разрешения и связанные с этим затраты. Согласно исследованию, для получения разрешения на строительство необходимо потратить 704 дня и пройти 54 процедуры. Затраты на получение разрешения составляют 2140,7% дохода на душу населения.

По данным агентства «Финмаркет» от 9 сентября 2009 г., http://www.finmarket.ru

Сообщения с форума:
сообщений нет

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
На главную >> Прблемы и решения >> Для чего нужна государственная помощь