Skip to content

На главную >> Прблемы и решения >> Дорожный коллапс: приоритет комфорту
Дорожный коллапс: приоритет комфорту
Проблемы и решения
08.04.13 12:31

451_ost-1t.jpgКак ни парадоксально, но общественный транспорт во многом более комфортный, нежели частный. Однако для реализации всех его плюсов нужно хорошо потрудиться.

Существуют естественные преимущества пассажира перед водителем. Нахождение за рулем даже своего авто – это сама по себе достаточно непростая работа. К тому же связанная с рисками нанесения ущерба не только своему и чужому дорогостоящему имуществу,  и жизни и здоровью людей. Машину в пробке не бросишь, в отличие от застрявшего в заторе автобуса или троллейбуса, который запросто покидаешь, если часть или остаток пути лучше пройти пешком. Износ и затраты на горючее на маршруте даже средней протяженности значительно превышают стоимость автобусного квиточка...

– В общественном транспорте человек освобожден от ответственности вождения, обслуживания, паркования и многого другого, – подчеркивает главный архитектор ОАО «ТГИ «Красноярскгражданпроект» Антон Шаталов. – Он только платит за билет, и все.

Однако наши автобусы, троллейбусы, трамваи, обслуживающая их инфраструктура не соответствуют требованиям XXI века, о чем мы уже не раз писали (цикл статей под общей шапкой «Дорожный коллапс: постановка вопроса», № 445, «Варианты решений», № 448, «Концепция будущего», № 449).

– Сегодня это не тот транспорт, в который хочется сесть, – согласен мэр Красноярска Эдхам Акбулатов. – Надо создавать ему приоритет при обязательном условии, что горожане станут перемещаться по городу с максимальным комфортом.

Однако отметим: для этого необходимо обеспечить людям оптимальные условия на всех этапах транзита, включая время ожидания и пересадок.

451_ost-2t.jpgОстановки – это не стенки со скамейками

К сожалению, понимание этой истины еще недоступно ряду городских чиновников. Так, в этом году на программу «Комплексное обустройство промежуточных остановочных пунктов общественного пассажирского транспорта в г. Красноярске» выделяется более полусотни миллионов рублей. Но во всех случаях речь идет о проектах уровня начала прошлого века. Две-три стенки, скамейка да урна. И это в Сибири, где зимние температуры иногда опускаются ниже минус сорока, а ветра роняют деревья и сносят билборды. Причем на запрос о необходимости проведения слушаний по этой проблематике руководитель департамента городского хозяйства О.В. Гончеров ответил депутату А. Глискову, что «общественное мнение по указанному вопросу его не интересует».

Ну да, конечно, эти господа передвигаются на купленных за деньги горожан дорогих иномарках, на остановках не мокнут и не мерзнут. Потому им проблемы бабушек, детей, беременных женщин, которые в дождливом октябре или морозном январе зачастую по полчаса не могут дождаться своего маршрута, не интересны. И это притом что задача создания комфортных пересадочных узлов озвучена не только ведущими архитекторами города, но и главой Красноярска.

– В зависимости от пассажиропотока, такие узлы могут превращаться в настоящие крытые или подземные транспортные терминалы с обслуживанием (аптеки, пункты быстрого питания, цветы, продукты), где летом работает кондиционер, а зимой отопление, – считает Антон Шаталов.

– На территории города должно быть как минимум десяток подобных интермодальных узлов, которые позволят заинтересовать горожанина современным комфортом, созданным на этих узлах, – согласился с таким подходом Эдхам Акбулатов.

Однако к этому вопросу можно подойти более комплексно, развернуто и при этом экономично. Как это сделали в бразильской Куритибе с населением под два миллиона человек и уровнем автомобилизации 600 машин на тысячу жителей.

Идеальный вариант

Общепризнано, что в этом городе создана лучшая в мире, причем реально работающая система общественного транспорта. А еще несколько десятков лет назад в Куритибе, как ныне в Красноярске, весь этот транспорт шел через центр на общих основаниях с другими средствами передвижения. Сейчас же там для автобусов обустроены так называемые каналеты, то есть выделенные полосы в центре улицы, изолированные поребриком и низким забором. Приоритет отдан вместительным, под 250 пассажиров, машинам. Создана система магистральных и подвозящих маршрутов, а между удаленными точками с большим взаимным транзитом передвигаются экспрессы. Существуют терминалы интеграции, где размещено две или несколько крытых платформ, с которых, единожды оплатив сквозную поездку, можно бесплатно пересесть на любой маршрут.

Отметим, в результате создания подобной системы более половины населения Куритибы использует частные машины только в выходные для поездок за город.

– Если бы все ездили на личном транспорте на работу, город бы просто-напросто встал, – отмечает директор оперативного планирования мэрии бразильского мегаполиса Измаэль Багачин Франс.

Но наиболее интересным для нас латиноамериканским новшеством является «труба», то есть крытые вытянутые остановки-платформы с турникетами. Их создали в интересах ускорения посадки и высадки пассажиров, и потому, в частности, высота платформы совпадает с уровнем пола автобуса. Кроме того, оплата производится заранее, при входе в «трубу», что позволяет экономить на зарплате кондукторов и контролеров. В результате интенсивность использования техники увеличивается, а стоимость обслуживания снижается.

Самое главное для нас при использовании этого опыта – так необходимая сибирякам защита от суровых климатических условий – дождя, ветра, снега, мороза. Причем строительство нескольких подобных остановок обойдется гораздо дешевле, чем возведение масштабного интермодального узла. А пользы от них гораздо больше.

Конечно, такие остановки не подходят для обычных маршрутов. В порядке эксперимента их можно разместить на пилотном проекте – маршруте с очень большой проходимостью, работающем в режиме экспресса, то есть останавливающемся только в узловых точках. К примеру, варианты Черемушки – КрасТЭЦ – «Спутник» – Торговый центр – Предмостная – Марковского и так далее, или Черемушки – КрасТЭЦ – «Спутник» – Октябрьский мост, а потом или в сторону центра, либо налево. Абсолютно к месту в данном случае можно процитировать слова мэра города.

– Можно соединить районы, где живет большинство красноярцев, с точками, куда они перемещаются, – заявил Эдхам Акбулатов на завершившемся X КЭФ. – Либо связать по кратчайшему направлению через Октябрьский мост строящиеся микрорайоны Советского района с правобережной частью с глубоким выходом в строящиеся микрорайоны правобережья.

За счет пропуска обычных остановок, а также экономии при посадке и высадке пассажиров возможна серьезная экономия времени, которая привлечет дополнительный поток, несмотря на, может быть, чуть более высокую стоимость проезда. Кроме того, при наличии экономической обоснованности возможно использование таких маршрутов и в ночное время.

Все в наших руках

Отметим, все необходимое для изготовления подобных остановок – металлоконструкции, стеклопакеты в нашем городе производится, потому этот проект можно рассматривать и в качестве механизма поддержки местного производителя. Особое внимание нужно обратить на стекло как основной элемент ограждения. Очевидно преимущество этого материала с точки зрения дизайна, естественной инсоляции, экономии на внутреннем освещении, комфортности пассажиров.

В отношении требований энергоэффективности существует позитивный опыт, доказывающий, что оконные системы на базе ПВХ-профилей с соответствующей конструкцией профиля и фарнитуры, контурами уплотнения при использовании стекол с низкоэмиссионным металлическим напылением, что задерживают тепловое излучение, по термосопротивлению сопоставимы с глухой кирпичной стеной при незначительно большей стоимости строительства. Кроме того, низкоэмиссионные стекла защищают от летней жары, поскольку, как щит, отражают инфракрасные (тепловые) лучи. Соответственно появляется возможность экономии на кондиционировании в жаркую пору. А для большего термосопротивления камеры между стеклами можно заполнить инертными газами – аргоном или криптоном.

– Все это можно заказывать и производить на красноярских предприятиях, располагающих технологиями, позволяющими варьировать различный профиль. Вандалоустойчивость обеспечим применением каленого стекла, – уверен директор ООО «Окно» Юрий Богомаз. – Все легко, понятно и недорого. Это будет выглядеть как новые сбербанковские мини-офисы, недавно появившиеся на улицах города. Они теплые, причем при небольших размерах. В общем, технологии и возможности есть. Надо делать, а не смотреть, как город утопает в автомобильных пробках.

Часть расходов на возведение таких остановок можно компенсировать размещением внутри сдаваемых в аренду торговых площадок, местом под рекламу. Однако самым главным является то, что хотя бы у части пассажиров появится возможность действительно комфортного перемещения по городу. И Красноярск сделает реальный и, что в условиях недостатка средств немаловажно, не очень затратный шаг к формированию в городе современной транспортной сети XXI века.

«Сооружения из металлоконструкций и стекла по цене сопоставимы с изготовливаемыми из кирпича или железобетона, но гораздо эстетичнее и удобнее для посетителей» (Ю. Богомаз)

«Мы не должны являться заложниками исключительно того, что было заложено четверть века назад. Вместо этого можно пойти по пути одновременного развития систем общественного транспорта, создания условий для движения автобусов и троллейбусов по выделенным полосам» (Э. Акбулатов)

Сообщения с форума:
сообщений нет

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
На главную >> Прблемы и решения >> Дорожный коллапс: приоритет комфорту