Skip to content

На главную >> Прблемы и решения >> Дорожный коллапс: концепция будущего
Дорожный коллапс: концепция будущего
Проблемы и решения
02.03.13 11:24

В Красноярске заработал закон об эвакуации неправильно припаркованных автомобилей. За первые пять дней «улов» составил семь десятков машин.

Скромные результаты можно объяснить тем, что заказ на эти услуги получили две компании, каждая из которых располагает лишь парой эвакуаторов. Или тем, что водитель до момента вывоза своего транспортного средства имеет шансы предотвратить этот шаг.

– Если владелец авто появляется в момент загрузки либо до того как автоэвакуатор тронулся с места, автомобиль возвращается, но на месте составляется протокол об административной ответственности за неправильную парковку, – пояснил представитель ДПС Диамид Арне.

Однако с учетом того, что на всю процедуру, от «обнаружения» нарушителя до начала движения эвакуатора, уходит в среднем четверть часа, «производительность труда» одного эвакуатора – менее чем четыре нарушителя в день, представляется крайне условной и потому вряд ли

способной оказать серьезное влияние на разгрузку центральных улиц, где многие зачастую, по сути, паркуются даже не на второй, а на третий ряд. А радует все это только пешеходов, для которых плотные, практически без движения пробки означают возможность безопасно переходить дорогу в любом месте.

Причем, как свидетельствуют очевидцы, работа эвакуатора прилично тормозит уличное движение. И потому для разгрузки дорог необходимо как минимум повысить штрафные санкции для нарушителей с нынешних примерно двух тысяч до такой суммы, чтобы, по русской поговорке, неповадно было. Увеличить количество эвакуаторов на улицах. Обеспечить безусловное исполнение закона в отношении всех автомобилей, независимо от статуса их владельцев. И реализовать ряд других мер, о которых мы уже писали («Дорожный коллапс: постановка вопроса», № 445, «Дорожный коллапс: варианты решений», № 448).

Решение – в системе

Считается, что самый русский способ борьбы с пробками – это разрешение пить на работе. Тогда все будут веселые, довольные и ездить на автобусах. Среди более реалистических предложений можно отметить широкое использование для коммуникаций водной глади Енисея, особенно в теплые месяцы.

– Речное такси, малые суда могут работать как поперечная короткая связь берегов, а вместительный речной трамвай – как продольная, – считает архитектор ЗАО «КПМ «А-2» Николай Дядечкин. – И тогда водный транспорт, как шнуровка, начнет связывать берега.

Стратегическим решением является изменение градостроительной политики для предотвращения «расползания» Красноярска.

– Это серьезнейшая проблема, и многие руководители крупных городов уже отмечали, что захват мегаполисами новых земель – очень опасная тенденция, которая приводит к деградации ряда территорий и вызывает на порядок большие затраты для формирования городской среды, – уверен мэр краевого центра Эдхам Акбулатов. – Если в Красноярске будут центробежные тенденции, нам ничего не поможет. Нужно, чтобы город был равно комфортным на всей территории. То есть в каждой из его частей должно быть все необходимое для современной жизни: места, где человек может работать, совершать покупки и отдыхать.

В этом случае минимизируются негативные последствия для отдаленного будущего. Однако мы живем здесь и сейчас. А в близкой перспективе оптимизировать пассажиропотоки города может только формирование единого центра координации работы всех видов транспорта, сведение их в целостную, работающую в интересах красноярцев систему.

Подобная схема уже разработана и представлена на общественное обсуждение Аленой Черноплечей из Института архитектуры и дизайна СФУ.

– Интермодальность – это соединение и интеграция различных видов транспорта, – объясняет она. – В предлагаемом проекте подробно рассмотрены все уровни: автомобильные пути, пассажиропотоки, перемещение маломобильных групп населения и т.д.

 

Интермодальная транспортная система

Так называется механизм максимально быстрого и комфортного перемещения красноярцев по городу. В ее основе межмодальная интеграция, то есть единое расписание для всех видов транспорта, адекватно реагирующее на интенсивность и направления пассажиропотоков. Сквозная тарификация поездок независимо от количества пересадок по маршруту следования. Комфортные пересадочные узлы. Бесплатные стоянки для частных авто на точках входа в центр Красноярска и так далее.

– Создание подобной интермодальной системы — единственно возможный путь взвешенного сосуществования различного транспорта, который вполне сочетается с идеей города для жизни, – уверен главный архитектор «Красноярскгражданпроекта» Антон Шаталов. – Не надо лишать город частников. Нужно создать систему сдержек и противовесов, которая позволит перемещаться по городу быстро, комфортно и безопасно. Даже если одну из пяти своих рутинных поездок автовладелец начнет совершать не на своей машине, ситуация существенно улучшится.

Для этого, по мнению разработчиков, в первую очередь необходимо не связанные между собой длинные и следующие через весь город «экскурсионные» маршруты структурировать на магистральные и подвозящие. Первые пройдут вдоль основных артерий города, где собираются максимальные пассажиропотоки. Эти перевозчики должны иметь наиболее высокие провозные характеристики и обладать наивысшими приоритетами движения. В результате подвозящие маршруты станут значительно короче, что, в частности, позволит им легче, гибче, оперативнее адаптироваться к спросу.

Такая система намного эффективнее, поскольку имеет расширенный инструментарий для тонкой настройки. Очевидно, что подобная трансформация системы городского транспорта приведет к необходимости частых пересадок. Потому плата за проезд должна взиматься за перемещение до пункта назначения, независимо от их количества. Это легко реализуется при оплате проезда с помощью магнитной транспортной карты. В Красноярске они уже есть. Вопрос только в расширении сферы влияния и возможностей платежной системы.

Анекдот в тему:
В большинстве городов обитают две разновидности пешеходов – быстрые и мертвые.

Однако самым важным условием является увязка всех видов общественного транспорта в единую систему. При этом для пользователя должна быть легкодоступна информация о расписании, коэффициентах загруженности маршрутов, пробках, ДТП, ремонтных работах. Движение нужно синхронизировать так, чтобы горожанин получал маршрутную карту и время в пути, указав лишь пункт назначения. Остановочные пункты и общественный транспорт оборудуются информационными табло, автоматами продажи и пополнения транспортных карт, интерактивными информационными дисплеями. Создается сайт городской транспортной системы и мобильные приложения для телефонов и коммуникаторов. Для эффективной и комфортной работы подобной системы необходимо создание удобных пересадочных узлов с перехватывающими парковками для частников на точках входа в центр города.

– На территории города должно быть как минимум десяток интермодальных узлов, – согласен с таким подходом Эдхам Акбулатов, – которые позволят заинтересовать горожанина современным комфортом, что должен быть создан на этих узлах и этих видах транспорта.

Кто в ответе

Дороги и улицы – словно коридоры в наших квартирах, связывающие воедино кухню, спальню, ванную и прочие нужные для комфортного проживания места.

– Тему транспорта нельзя рассматривать лишь как тему строительства магистралей и собственно транспортных средств, – отметил Эдхам Акбулатов. – Ее необходимо рассматривать в комплексе и взаимосвязи с градостроительными вопросами.

И потому создателем и координатором работы подобной интермодальной транспортной системы может быть только муниципалитет. Возможно, специальный департамент в его составе. При этом перевозчики остаются подрядчиками, которые предоставляют услугу конечному потребителю, в строгом соответствии с установленными правилами и регламентами. Дорожные коллапсы все же могут быть ликвидированы. Причем складывается впечатление, что в отношении путей модернизации транспортной сети Красноярска консенсус есть. Дело за тем, чтобы это начать делать. Хотя бы с малых шагов. Той же самой беспощадной эвакуации безобразно припаркованных авто, блокирующих целые полосы на центральных улицах Красноярска.

«Нужно эвакуировать автомобили и штрафовать паркующихся не по правилам. А дорожная полиция сегодня заняла сверхлояльную позицию в отношении нарушителей» (Антон Шаталов)

«Для того чтобы люди пересели на общественный транспорт, мы, безусловно, должны его изменить» (Эдхам Акбулатов)

Анекдот-постскриптум:
Февраль. Затор. Водитель автобуса объявляет:
– Следующая остановка «8 Марта».
Кто-то из салона:
– Ни фига себе пробка.


Единая интеллектуальная система управления движением в Сеуле.

В основе используемой в Южной Корее национальной системы управления движения автомобилями лежит непрерывный сбор сведений о загруженности дорог, скорости потоков, авариях и условиях для движения машин. Для этого используются различные датчики в асфальте и вдоль дорог, видеокамеры с программами распознавания числа машин, измерение автомобильного потока по числу мобильных телефонов, находящихся у водителей и пассажиров. Собранная информация обрабатывается и выдается в радиоэфир, онлайн на интернет-ресурсы и дорожные указатели-табло, на приборы спутниковой навигации для автомобилей, становясь дополнительным средством навигации.

Следующей ступенью являются изменяемые дорожные знаки и указатели, управление из единого центра фазами работы светофоров, а в конечном итоге – система, полностью управляющая дорожными потоками без участия человека. В Сеуле компьютер обсчитывает все штатные и внештатные ситуации и оптимизирует движение сотен тысяч автомобилей.

Сообщения с форума:
сообщений нет

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
На главную >> Прблемы и решения >> Дорожный коллапс: концепция будущего