Skip to content

На главную >> Прблемы и решения >> И с высоты вам шлем привет
И с высоты вам шлем привет
Разместил(а) Евгений СТРИГИН
Проблемы и решения
08.05.12 00:00

429_metro.jpgЭтот ролик мне дали посмотреть люди, прочитавшие в газете «Строитель» несколько статей о проблемах городского транспорта. Дали и сказали: может быть, в этом кроется решение проблемы автомобильных пробок в Красноярске?

Уже наученный горьким опытом, что на одну здравую идею приходится несколько бредовых, отнесся к предложению спокойно. Тем более что ролик представлял «Инновационно-инвестиционный проект для города Сочи – новый вид городского транспорта». Привлекательное название, вполне в духе времени.

Ролик сделан классно. Но красивая обертка далеко не всегда означает хороший товар. Скепсис вызвал, прежде всего, сам ролик, такие вещи делают, чтобы представить проект в лучшем виде, не показывая недостатки. Это во-первых. А во-вторых, Сочи есть Сочи, город, который российские власти пытаются представить почти как витрину страны и вбухивают туда огромные деньги, на которые, словно мотыльки на свет, слетаются все, кому не лень, чтобы поделить сладкий денежный пирог. Все это, разумеется, так.

Но это не значит, что все проекты для Сочи обязательно только для дележа денег. Могут же быть и нормальные проекты. Подумал так потому, что хочется верить в лучшее.

Посмотрел все же ролик. Вообще-то он о канатном транспорте. Что такое канатная дорога? Многие красноярцы скажут, что они знают, потому как видели в фан-парке «Бобровый лог» такую дорогу, а то и пользовались ею, когда добирались до «Столбов». Но это всего лишь один и далеко не самый продвинутый вариант использования канатов для перевозки людей.

А вообще-то канатный транспорт – это вид транспорта для перемещения пассажиров и грузов, в котором для перемещения вагонов, вагонеток, кабин или кресел служит тяговый или несуще-тяговый канат (трос), протянутый между опорами таким образом, что вагоны (кабины, кресла, вагонетки) не касаются земли. Вот так, несколько суховато, зато правильно.

Создатели ролика с претензией назвали это канатным метро. Начали строить под землей, а теперь хотите поднять над землей? Возможно, именно этот вопрос возникнет у некоторых читателей. Что ответить? Вообще-то никто и ничего не предлагает. Идет разговор об одной из важных городских проблем – автомобильных пробках. И в рамках этого разговора рассматриваются разные варианты. Перечисляются их достоинства и недостатки. Готового решения не предлагается. Да и решать, как конкретно делать, будут совсем другие люди.

Мы же пока сравним канатное метро с обычным метро и с другими вариантами решения проблем автомобильных пробок.

В Интернете нашел определение: «Канатное метро – подвесная пассажирская дорога. Состоит из приводной, натяжной и промежуточных станций, остановок, опор и трех канатов, по которым перемещается подвижной состав комфортабельных кабин вагонов». Среди авторов определения – люди, причастные к сочинскому проекту.

Суть сочинского проекта, в принципе, проста. Несколько станций разбросаны по всему городу, между ними канаты, которые перемещают вагоны вместимостью 32 посадочных места. На каждой станции можно войти, сойти или пересесть на другую линию, так как к станциям подходят разные линии. Словом, похоже на обычное метро.

А теперь сравнение. Так же, как обычное метро, канатное метро перевозит не автомашины, которые, собственно говоря, и создают пробки, а людей. Следовательно, какое бы ни было метро (хоть под землей, хоть над землей), проблем пробок оно решает в минимальной степени. Но это на первый взгляд. При внимательном изучении все же видно, что строится канатное метро несравненно быстрее, меньше зависит от геологии и сейсмичности, быстрее меняет свою конфигурацию (просто монтируется и демонтируется), что очень актуально при изменении пассажиропотока, может иметь гораздо больше станций, что важно для доступности к населению.

Последние два преимущества позволяют сделать канатное метро более привлекательным для людей, чем подземное метро, а следовательно, позволяют оттянуть больше людей из личных автомобилей в вагоны на канатной дороге и несколько уменьшить число автомобилей на дорогах города. Само собой, что переход части пассажиров из автобусов и прочего общественного транспорта на канатное метро делает немного более безопасным езду по дорогам (меньше людей путается под колесами), следовательно, снижает вероятность возникновения пробок на дорогах. Тут вообще многое зависит от густоты сети станций канатного метро, бесперебойности его работы, стоимости проезда, а также от психологической установки горожан. Если на канатной дороге будет недорого, комфортно и быстро передвигаться в любую точку города, то психологическую установку всегда использовать автомобиль в городе можно переломить, и проблема пробок будет в значительной степени решена.

Но есть еще два роковых вопроса. Первый и самый важный: сколько стоит? Авторы проекта для Сочи в ролике дали цифру 50 млн. рублей на километр трассы. Для среднего горожанина 50 млн. – огромная цифра. Для тех, кто знает стоимость строительства дорог, а тем более обычного метро, эта цифра не просто маленькая, она микроскопически мала. Даже не верится, и сразу же рождается коварная мысль, что в ролике вставлены заранее заниженные цифры. Но даже если занизили в несколько раз, все равно очень и очень дешево.

Второй роковой вопрос: какова пропускная способность в канатном метро? Создатели ролика назвали цифру для Сочи – до 25 тысяч человек в час. Это немало. Тем более что полностью заменить автобусы, троллейбусы и трамваи никто и не собирается. Разный транспорт нужен, для того чтобы частично дублировать друг друга.

Хотя, разумеется, количество колесного общественного автотранспорта, придется немного сократить. Но ведь это только уменьшит нагрузку на дороги и дополнительно снизит проблему пробок, а кроме того, канатное метро экологически неизмеримо чище автомобильного транспорта, а значит, дышать красноярцам будет чуть лучше. А по уровню шума канатное метро значительно меньше автомобильного транспорта, следовательно, и здесь положительный эффект.

А уж в чем преимущество канатного метро особо неоспоримо, так это в эстетике.

Одно ощущение того, что вы едете в кабине, подвешенной на кабеле, незабываемо, а проехаться по канатной дороге при прозрачности не только с боков, но и снизу – вообще настоящий аттракцион с элементами фильма ужасов. Но для тех, кто панически боится высоты, возможно, это и к лучшему? Излечатся от страха. Можно с уверенностью предположить, что первоначально многие поедут не потому, что нужно, а потому, что интересно.

А уж какой обзор для тех, кто интересуется городом! Про обычное метро мы говорить не будем: куда под землей смотреть? Но даже из автомашины обзор гораздо меньше, чем с высоты. Экскурсии можно будет проводить, для гостей города это очень привлекательно.

Кстати, не исключено, что возможность для тысяч людей наблюдать город с высоты приведет к тому, что городские власти займутся не только фонтанами, но и другими более важными делами благоустройства города. Невольно вспоминается: не было бы счастья, да несчастье помогло. Впрочем, не понимайте слово «несчастье» как синоним канатного метро.

Говорят и пишут, что канатный транспорт самый безопасный. Что-то об авариях на канатных дорогах, действительно, не слышал. Может быть, потому, что распространены они слишком мало? Может быть. Правильнее будет считать, что безопасность зависит не столько от того, какой вид транспорта используется, сколько от отношения людей к его использованию. Если у нас не считается зазорным садиться за руль автомобиля, вот и пожинаем плоды многочисленных автоаварий.

Одно ясно: канатное метро не менее безопасно, чем любой другой вид транспорта (самолеты иногда падают, но ведь на них продолжают летать). Правда, психологически привыкать к новому виду транспорта будет не просто. Все-таки не по земле, а над землей! На сей счет есть поговорка: стерпится – слюбится. Москвичи же привыкли к обычному метро, и теперь Москву без метро не представить.

Отдельно следует остановиться на станциях канатного метро. Их можно и нужно создавать больше, чем станций обычного метро. Но, видимо, делать их такими же частыми, как автобусные остановки, не представится возможным, поэтому канатное метро предназначено для маршрутов на среднее и длинное расстояние.

В предложенном ролике станции предлагается создавать на перекрестках дорог на небольшом расстоянии от поверхности (так, чтобы не мешать проезду колесного транспорта под станцией), но и так, чтобы не усложнять подъем пассажиров на станцию канатного метро. Проблем для землеотвода не будет, а для крупного города это немаловажно. Зато будут дополнительные площади, которые можно использовать как торговые объекты. Проходимость людей будет высокая и потому, что будут проходить пассажиры, и потому, что станции следует размещать в местах скопления населения.

В условиях сибирской зимы станции можно превратить в место обогрева (все-таки не Сочи) вагонов, пока входят и уходят пассажиры.

429_kashubsky.jpgИ в завершение, для экспертной оценки уже подготовленной статьи встретился с Николаем Игоревичем Кашубским Кашубским, председателем совета директоров ООО «Независимый инженерный центр технической диагностики и экспертной сертификации «Регионтехсервис». Он сказал просто:

– Все это, в принципе, реально. Хотя все же аналога в мире пока нет, тут Россия впереди планеты всей, у нас первые пробные варианты уже существуют. Насколько я слышал, в «Норникеле» тоже рассматривался вопрос о строительстве канатной дороги от Академгородка до фан-парка «Бобровый лог», но не решились, а зря, можно было бы рассматривать это как эксперимент для проверки эффективности для сети по всему городу. Знаете, я как-то замерил среднюю скорость своего передвижения на автомобиле по Красноярску. Она была равна 28 километрам в час. Дорожные знаки, пробки и т.п. А на канатном метро можно без проблем передвигаться со скоростью 60 километров в час. Так что почувствуйте разницу.

Ну, вот, наверное, на этом можно и закончить. А вообще, прочитал, прослушал и написал уже немало о транспортной проблеме Красноярска. И, честно говоря, у меня нет устоявшегося мнения, как решить эту проблему. Отдельные положения уже ясны, но полной ясности по всей проблеме нет. Невольно подумалось, что все решать будут другие. Пусть они и отвечают, если примут не то решение. Это так. Но всегда ли правильно они решают? Опыт последних лет свидетельствует, что не всегда.

Сообщения с форума:
сообщений нет

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
На главную >> Прблемы и решения >> И с высоты вам шлем привет