Skip to content

На главную >> Прблемы и решения >> Обострение «подковерных игр»
Обострение «подковерных игр»
Разместил(а) Редакция
Проблемы и решения
15.06.09 01:00

2Распределение денежных средств по программе Фонда содействия реформированию ЖКХ приводит к новому витку недобросовестной конкуренции с использованием административного ресурса.

На «круглом столе» «Мировой экономический кризис и реформа ЖКХ в Красноярском крае», прошедшем 9 июня, зам. министра ЖКХ края Нина Авдеева заявила, что предприятия ЖКХ в России практически всегда работают в условиях финансового кризиса.

Это действительно так. Износ основных фондов жилищно-коммунального комплекса в Красноярске превышает 70%. Показательными являются, к примеру, водопроводные сети. По словам и.о. ген. директора ООО «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс» Сергея Яценко, водозаборы в городе расположены на островах. Вода подается по двадцати дюкерным переходам. Они смонтированы в основном в 1960-е годы. Срок службы стальной трубы — 25 лет. Стоимость замены каждого перехода — 200 млн. руб. Но без их замены город вскоре рискует остаться без водоснабжения.

Не лучше положение с жилыми домами. Зам. начальника департамента городского хозяйства Красноярска Олег Гончеров назвал цифры: в Красноярске 18,5 млн. кв. м жилья в многоквартирных домах, 6857 домов. По данным Иосифа Горанского, президента некоммерческой ассоциации «СО «Лифтовики Сибири», в крае имеется 8 тысяч лифтов. Из них около 1900 устаревших, до 2014 года устареет еще 1200.

Авдеева: «После приватизации в многоквартирном доме появилось несколько форм собственности, что создает сложности в управлении им. Перенять зарубежный опыт невозможно, поскольку там жилищный фонд изначально формировался рынком и работали иные механизмы управления».

В 90-е годы в ходе массовой приватизации жилье передавалось в изношенном состоянии. Деньги на капремонты, собранные с населения за многие годы до приватизации, еще при советской власти, разворованы. Жильцам восстановить хозяйство было не под силу, и дома продолжали ветшать.

Олег Харченко, зам. руководителя красноярского УФАС: «Никто из управляющих компаний не хочет брать ветхое жилье. Бывает, что власти не могут провести по такому фонду конкурс и вынуждены без него подключать муниципальную организацию. Формально это нарушение закона. Для того чтобы можно было организовывать конкурсы, жилье надо привести в стартовый порядок».

Правительством было принято решение создать Фонд содействия реформированию ЖКХ. Это не первая попытка навести порядок в отрасли. Харченко: «В этой сфере всегда было неспокойно. Первая крупная корпорация реформирования ЖКХ была создана еще по инициативе РАО ЕС РФ. Потратили 500 млн. долл., а потом топ-менеджеры объявили, что финансовый контур компании оказался незамкнутым, и разошлись».

Теперь за дело взялась специально созданная госкорпорация. Участником программы может стать только тот дом, собственники которого выбрали управляющую организацию — ТСЖ или УК.

Есть и другие ограничения. Одним из важнейших Фонд считает наличие в регионе условий для конкуренции. В ходе реформирования отрасли  объекты ЖКХ были переданы от градообразующих предприятий в муниципальную собственность. Появились частные объекты ЖКХ. Для регионов установлено минимальное количество частных организаций, работающих на рынке услуг ЖКХ. В 2009 году — 50%.

Программа Фонда начала работать в прошлом году. На нее в крае было направлено более 1,9 млрд. руб. Без накладок не обошлось. Прежде всего, по срокам. Реальная работа началась только в октябре. Авдеева: «В прошлом году средства край получил в конце июня. Не было механизма, как такие деньги из бюджета отдать управляющим компаниям, чтобы они не исчезли по дороге. Такие случаи были. Теперь система контроля налажена через договоры с банками. Платежи идут только по согласованию с органами местного самоуправления».

В этом году деньги в край пришли 2 июня. Из разных источников на проведение ремонтов в многоквартирных домах должно быть направлено 2,582 млрд. руб. В крае действует адресная программа «Проведение капитального ремонта многоквартирных домов», в рамках которой будут осваиваться федеральные средства. Кроме поступивших от Фонда 2,1 млрд. руб., сюда же добавляются 258,3 млн. руб. из краевого бюджета, 25,8 млн. руб.  из бюджета Красноярска и 129,1 млн. руб.  от собственников помещений.

Предполагается, что в крае будут отремонтированы 1566 многоквартирных домов, из них 512 в Красноярске. В крае будет отремонтировано и заменено 223 лифта. По городу — 130. Будут улучшены условия проживания 208 095 человек, в том числе в Красноярске — 104 937. В рамках программы планируется создать дополнительно около 1,3 тыс. рабочих мест. Это позволит загрузить часть строительных организаций, оставшихся без работы. Предполагается использовать материалы местных производителей.

Без проблем не обошлось и в этом году. На «круглом столе» об одной из них сообщила Наталья Козина, помощник прокурора Красноярска: «Из генеральной прокуратуры поступила информация, что край не выполнил условия, предусмотренные ст. 14 185-ФЗ».

Зам. министра ЖКХ объяснила, что край не справился с разделом программы по сносу ветхого жилья, которым занимается министерство строительства и архитектуры края. Не было выполнено условие по софинансированию. Программы, финансируемые из краевого бюджета, не были расценены как источник софинансирования, и Фонд потребовал отдельно выделенной графы. На исправление ситуации министерству строительства и архитектуры был дан трехмесячный срок. Он истекает 1 июля. Документы подготовлены, и уже есть возможность подать заявку на финансирование сноса в Фонд.

Пока не было федерального финансирования, желающих заниматься ЖКХ было не слишком много. Теперь за поступающие деньги разворачиваются сражения. Олег Харченко: «В крае на протяжении более двух лет ведется мониторинг по контролю над выбором управляющих организаций в многоквартирных домах. В последнее время в связи с возникшей иллюзией государственного финансирования в этой сфере наблюдается обострение конкуренции. Появляются какие-то инициативные управляющие организации, не обращающие внимания на уже существующие. Они каким-то образом регистрируются и находят понимание у местных администраций. Похищается документация, переманиваются специалисты. Идет мультипликация управляющих организаций. И все настаивают на нелегитимности конкурентов».

По словам зам. начальника УФАС, местные власти не всегда способствуют разрешению конфликтов. В частности, администрация Советского района отказалась показать сотрудникам УФАС протоколы выбора управляющей организации, заявив, что они уничтожены за ненадобностью. Предложили верить на слово и посмотреть обобщающие регистры. Но по ним нельзя установить, что происходило на самом деле.

Сейчас на рассмотрении УФАС находятся несколько поступивших из Заксобрания и прокуратуры края заявлений жильцов, не понимающих, почему выбрана такая УК. Они за нее не голосовали. Возникают и вопросы о тарифной политике таких УК.

Кроме того, на фоне кризиса стали злоупотреблять доминирующим положением сетевые компании, формирующие плату за подключение из собственных представлений. Вплоть до того, что на вопрос УФАС об обоснованности очень высокого тарифа на Взлетке ответили, что там живут состоятельные люди, способные заплатить.

Для примера рассмотрим «подковерные игры» в лифтовой отрасли. В прошлом году сроки на проведение работ были настолько  короткими, что справиться с работой могла только одна красноярская организация — ООО «Щербинские лифты — Красноярск». Она и выполнила программу. В Красноярске заменили 100 лифтов в 37 многоквартирных домах, в Минусинске — 17 лифтов, в Кодинске — 7, в Ачинске — 4. Все работы выполнены качественно, в установленные сроки, с применением антивандального оборудования.Наработанный опыт позволял компании надеяться на серьезные объемы и в этом году. На предприятии учли трудности 2008 года и подготовились к работе. Изготовление лифта и его доставка в Красноярск занимает около двух месяцев. Соответственно на этот срок сокращается время, выделенное на монтаж. Для экономии времени и обеспечения спокойной, качественной работы фирма договорилась с головным предприятием — ОАО «Щербинский лифтостроительный завод» о софинансировании федеральной программы.

По соглашению с ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ» завод уже поставил в Красноярск более 180 лифтов. Они получены и подготовлены к установке. Закуплены расходные материалы и подготовлены кадры. Создана производственная база. Но оказалось, что у городской управляющей компании «Жилфонд» иной взгляд на эффективность работы. Юрий Лаптев, директор ООО «Щербинские лифты»: «Мы участвовали во всех конкурсах. Но есть веские основания полагать, что по УК «Жилфонд» мы не будем признаны победителями. Если победителем будет признано предприятие, до сих пор занимавшееся только обслуживанием, а не монтажом, не являющееся прямым представителем завода-изготовителя и не имеющее производственной базы, выполнение программы окажется под вопросом».

Иосиф Горанский объяснил, что в краевой лифтовой отрасли идет интенсивный передел рынка. В Красноярске УК вынуждают лифтовиков работать без договоров или по краткосрочным, до трех месяцев, договорам. Предприятия чувствуют неопределенность. А потом ранее работавшее предприятие заменяют другим. Безусловно, это снижает качество работ. Хотя в России существует опыт стабильной работы лифтовиков.В Ярославле лифтовые предприятия выведены на прямые договоры с жителями. Договоры заключаются на 10 лет, и предприятия имеют возможность накапливать средства на капремонт.

Горанский: «Искусственно разваливают стабильно работающие предприятия в интересах других хозяйствующих субъектов, не имеющих собственной материально-технической и кадровой базы. Политика развала местных малых предприятий не соответствует программе Минрегиона по поддержке предприятий малого и среднего бизнеса».

По словам Горанского, это происходит не только в Красноярске, но и на других территориях края. В Зеленогорске в жилых домах эксплуатируется 220 лифтов. С 1979 года их обслуживает ООО «Востоклифтремонт». Работает 77 специалистов. Заключен договор на текущий год. Но в конце мая МУП «Городское управление жилищно-коммунального хозяйства» с 1 июля исключает из договора 123 лифта. Их передают ООО «Лифтмонтаж», которое обслуживанием не занималось. И требуют передать в него людей. Но предприятие, обслуживающее менее 200 лифтов, нерентабельно.

Аналогичная ситуация в Сосновоборске. Также в середине года прекращен договор. Новый договор заключен с филиалом Карачаровского механического завода, на момент заключения договора не имевшего кадров. Их тоже предполагалось забрать с действовавшего предприятия. Договор заключался со значительным понижением цены,  но тарифы для населения снижены не были. Возникли проблемы с качеством обслуживания. Заявления жителей более 100 подъездов направлены в Госдуму. Решениями судов оштрафованы директор филиала и вышестоящее предприятие. Но штрафы наложены мизерные. Налоги филиал платит в Москве. Ни в Зеленогорске, ни в Сосновоборске конкурсы как таковые не проводились.

Олег Харченко ответил, что такие вопросы надо решать не через Госдуму и Минрегионразвития, а на месте, в крае: «Дума законы принимает долго. А надо действовать оперативно. Обращайтесь к нам. Мы уже выписывали предписания «Жилфонду» и добивались результата».

На «круглом столе» на проблемы лифтовиков обратили внимание ответственные городские и краевые чиновники, руководящие ЖКХ. Проявили интерес представители ФАС и прокуратуры. Появилась какая-то надежда на то, что «подковерные игры» ослабнут и люди, ответственные за дележку федеральных денег, вспомнят о существовании закона. И об интересах нанявших их красноярцев.

{jcomments on}

Сообщения с форума:
сообщений нет

 
Интересная статья? Поделись ей с другими: