Skip to content

На главную >> Прблемы и решения >> Взаимодействие вместо разобщенности
Взаимодействие вместо разобщенности
Разместил(а) Редакция
Проблемы и решения
12.05.09 01:00

Тема саморугулирования — одна из самых обсуждаемых в строительном сообществе, как красноярском, так и российском. Парадокс, но при всем множестве собраний, конференций, публикаций многие строители плохо представляют, о чем идет речь. В определенной мере в этом повинна спешка, с которой создаются саморегулируемые организации. Законодательство недоработано, и подчас даже между юристами возникают споры.

СРО формируются на разных уровнях — от федерального до региональных. Мощный строительный комплекс Красноярского края позволяет создать несколько организаций.

И все же сколько саморегулируемых организаций надо красноярским строителям — одна крупная, которая объединит весь региональный строительный комплекс, или несколько  конкурирующих между собой?

Для строителей единая СРО — решение, далекое от идеала. Монополия уничтожает стимулы для развития. Объединение в одной организации огромных сторительных холдингов и небольших предприятий, выполняющих отдельные виды работ, ставят последних в заведомо зависимое положение. С этой точки зрения наличие СРО малого и среднего бизнеса позволит небольшим компаниям более эффективно отстаивать свои права и интересы.

Региональное единство тоже имеет не только плюсы, но и минусы. Заказчики и власть в соседних регионах будут воспринимать такой региональный комплекс как замкнутую касту, что неизбежно создаст препятствия для работы краевых строительных компаний в соседних регионах.

Многообразие все-таки лучше. Создание в крае сотрудничающих между собой организаций следует приветствовать. Региональных, межрегиональных, федеральных — любых. Надо только удалить пену — многочисленные «НП», создаваемые не в интересах дела, а исключительно из желания получить навар.

Об этом мы говорим с вице-президентом Ассоциации строителей России Владимиром Островским.

1Наш собеседник – Владимир Островский, инициатор создания межрегиональной СРО, директор представительства Ассоциации строителей России по СФО.

— Владимир Семенович, для чего создается межрегиональная СРО строителей, и каковы ее преимущества перед СРО, формируемыми в регионах?

— Идея создания межрегиональной СРО появилась у меня вскоре после того, как я возглавил представительство АСР по СФО, то есть почти два года назад. Перед III Съездом строителей Сибири у полномочного представителя президента РФ по СФО Анатолия Квашнина в сентябре прошлого года прошла серия совещаний с заместителями губернаторов по строительству. Было принято решение о создании 12 СРО, по количеству регионов. После этих совещаний я объехал всю территорию СФО и обнаружил, что идет административный «загон» строителей в СРО. Любыми, в том числе очень жесткими способами.

— А как обстоит дело с административными барьерами в СФО?

— Административные барьеры очень ощутимы почти во всех регионах округа – в Красноярском крае, на Алтае, в Новосибирской области… Везде, где есть мощный строительный комплекс. Не чувствуются они разве что в Туве, где строительство почти не ведется.

Многочисленные факты административного давления привели к идее создания межрегиональной СРО. Следует подчеркнуть, что СРО создается не АСР. Это именно независимое сибирское СРО. Ассоциация оказывает ей методическую поддержку, но не является ее учредителем и не намерена вмешиваться в ее работу.

Главное преимущество СРО в том, что давить на нее и ее членов административным ресурсом и диктовать им условия в принципе невозможно – она создается на базе не региона, а округа. Мы уберем административный барьер. К сожалению, чиновники используют административный ресурс в своих целях, загоняют под себя строителей. Мы хотим сделать прозрачную СРО, которую нельзя принудить к чему бы то ни было.

Я сам красноярец, семья живет в Железногорске. Работал семь лет в администрации Красноярского края с нынешним губернатором Александром Хлопониным и с предыдущим Александром Лебедем. В мае 2008 года в качестве директора представительства АСР по СФО я встречался с губернатором и обсуждал с ним вопросы саморегулирования. Губернатор выразил недоумение, почему генеральное представительство Ассоциации строителей России по СФО создано не в центре региона – Красноярске, а в Новосибирске. И предложил открыть здесь представительство АСР и филиал СРО. Негативная реакция краевого министерства строительства и архитектуры пока не позволяет решить вопрос с представительством АСР, но филиал СРО в Красноярске планируется.

В Новосибирске решить вопрос о создании СРО оказалось проще, чем в Красноярске. Я сумел донести до полномочного представителя президента в СФО Анатолия Квашнина наши межрегиональные цели. Он согласился, что такая организация будет наиболее полно представлять интересы строителей из всех регионов округа.

Рассчитывали, что в первом рабочем совещании примут участие представители 10-15 предприятий. Присутствовало более 50 компаний из всех субъектов СФО. Ассоциация строителей Хакасии создала свое некоммерческое партнерство, там 51 компания. Они намерены войти в нашу организацию. Хочу отметить, что у нас нет цели собрать 300-500 и более компаний в СРО, пусть их будет 150-200, но это будут профессиональные компании, за которые можно нести ответственность. Задача одна – объединить профессионалов в своем деле, за которыми пойдут молодые строительные компании.

— Что еще вызывает беспокойство в этом процессе?

— Нас тревожит, что могут повториться лихие 90-е. Уже есть факты, когда приезжают люди с большими деньгами, оплачивают за строительные компании взносы и создают некоммерческие партнерства. Понятно, что потом эти люди и будут диктовать условия. Надо не допустить растаскивания строительной отрасли по многочисленным НП, создаваемым не для регистрации в качестве СРО, а исключительно для торговли участниками. Такой торг уже начался. Вновь создаваемые НП предлагают малые вступительные взносы. Но не всегда это экономически выгодно для вступающих организаций. Следующим шагом может быть перепродажа набранных членов за наиболее высокую цену в другие НП.

У нас будет филиальная система во всех регионах округа. Филиалы будут работать самостоятельно, никаких условий им мы не ставим согласно уставу. Мы хотим объединить регионы, не набравшие 100 членов. Кроме того, наша организация будет очень интересна компаниям, которые работают в нескольких регионах, а также компаниям, которые не согласны с условиями политики, навязываемой административной «дубинкой». Мы начинаем первыми в таком масштабе, но межрегиональные СРО создаются уже в Москве, Перми, Санкт-Петербурге. Нас поддерживают в Минрегионе и Госдуме, а главное, в нас поверили и поддержали строители из регионов СФО.

— Какова политика в отношении местных СРО?

— В регионах идет работа по созданию СРО. В некоторых, в частности в Красноярском крае, их создается несколько. Это обязательно должно было произойти, и это, безусловно, явление позитивное. В регионах, имеющих мощный строительный комплекс, свои СРО необходимы. После объявления в СМИ о создаваемой СРО в Красноярском крае принято решение создать региональное СРО. На мой взгляд, это правильное решение, и от всей души желаю их организаторам успеха.

С серьезными региональным СРО мы настроены на самое тесное сотрудничество. В качестве следующего после создания СРО этапа мы планируем выступить инициаторами создания СССР – Союза строителей сибирского региона. Это ассоциация саморегулируемых организаций, своего рода общественное министерство строительства федерального округа.

Идея получила одобрение на совещании 13 апреля полпреда президента СФО А.В. Квашнина. В составе СССР и СРО планируется создать третейский суд, правовой, страховой, финансовый, технический, информационный департаменты, пресс-службу. Наличие такой структуры позволит наиболее полно отстаивать интересы сибирского строительного сообщества как на окружном, так и на федеральном уровне.

Строительный комплекс всегда был одним из локомотивов, который в кризисные периоды в экономике вытягивал основные отрасли промышленности. Сегодня локомотив строительного комплекса требует обновления и очистки от прилипших паразитов, и система саморегулирования позволит это сделать, а именно исчезнут с рынка фирмы-однодневки, фирмы, созданные для разовых операций, фирмы-перепродавцы заказов и услуг на строительном рынке. Замена лицензий на выдачу допуска на выполнение строительных работ приведет к чистке строительного комплекса.

Для движения локомотива необходимо топливо. В строительной отрасли такое топливо — это инвестиции. А от того, насколько СРО будут гарантировать инвесторам эффективное использование инвестиций и, в конечном итоге, получать качественный продукт, будет зависеть поток инвестиций, как государственных, так и частных.

На этапе внедрения новых правил игры на строительном рынке при недоработанных законодательных актах нужно будет вносить много изменений и поправок. В рамках СФО более оперативно будут обобщаться предложения законодателям. В рамках СРО субъектов федерации и СРО городов эта обратная связь будет более длинной.

— Какие компании – малые или крупные – вы видите своими членами? Как соотносятся взносы в вашей организации со взносами в московских СРО?

— Мы рассчитываем, что будут представлены компании всех размеров, от малых до крупных. В качестве первого шага мы п ланируем привлечь 100 сильных профессиональных компаний из всех регионов СФО. Они образуют фундамент СРО. Кандидатуры в основном определены. В дальнейшем будут привлекаться менее мощные компании, что позволит им получать в рамках организации поддержку сильных предприятий.

Взнос в компенсационный фонд – 300 тыс. руб., как и предусмотрено законом при наличии страхования. Вступительный взнос составляет 100 тыс. руб. Округ большой, работы много, и деньги нужны. Это существенно меньше, чем в московской СРО. Там вступительный взнос зависит от размера компании, минимум – 100 тыс. руб. Крупные фирмы платят значительно больше. У нас одна ставка для всех. Компании первой очереди будут вносить вступительный взнос сразу, остальным может быть предоставлена рассрочка.

— Предполагается ли участие межрегиональной СРО в законотворческой деятельности, в частности, в работе по печально знаменитому закону 94-ФЗ?

— Надеюсь, что межрегиональная СРО будет участвовать в этой деятельности. Мы будем присутствовать на всех совещаниях в СФО и с полномочным представителем президента РФ по СФО Анатолием Квашниным будем обсуждать этот вопрос. Но вначале надо создать СРО.

{jcomments on}


В «Строителе» (№ 332 от 15 апреля) мы уже сообщали о начале работы по созданию межрегиональной СРО «Сибирь». В настоящее время идет процесс регистрации некоммерческого партнерства в Министерстве юстиции РФ. Рабочее совещание прошло в Новосибирске 13 апреля.

От редакции

Координационные советы

Координационные советы как инструмент обеспечения формирования системы СРО в строительном комплексе начали создаваться почти сразу после принятия Госдумой Закона № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». Эти советы создаются по инициативе как СРО, так и власти.

24 февраля 2009 года мэр Москвы Юрий Лужков подписал распоряжение правительства Москвы № 293-РП «О создании координационного совета по вопросам формирования системы СРО в строительном комплексе города Москвы». В распоряжении сказано, что он создан для «осуществления государственной поддержки и координации деятельности создаваемых СРО, учета их интересов и возможностей при формировании и реализации государственной политики города Москвы».

Еще раньше, в апреле 2008 года, Координационный совет по саморегулированию был создан в Санкт-Петербурге. Сфера его деятельности не только строительные, а все саморегулируемые организации. В состав совета вошли представители как бизнес-сообщества, так и власти.

В Красноярске с инициативой создания координационного совета при администрации края 7 апреля на совещании «О проблемах создания и функционирования СРО в малом и среднем бизнесе в строительстве» выступило некоммерческое партнерство «НПРиКРстрой». Но резолюция была заблокирована министром строительства Н. Глушковым. Аргумент – власть не имеет права вмешиваться в процесс создания СРО. Хотя координационный совет и не должен был оказывать содействие какой-то одной организации, а только вырабатывать общую политику и оказывать равное содействие всем.

Идея о необходимости координации действий по созданию и работе системы СРО нашла поддержку на уровне СФО. Предложенный президентом создаваемого НП СРО «Сибирь» Владимиром Островским СССР – Союз строителей сибирского региона – нечто большее, чем просто координационный совет. Это ассоциация НП и СРО округа. Она одобрена  не только на уровне высокого руководства округа, но и рядом некоммерческих партнерств, созданных с целью приобретения статуса СРО.

Еще на совещании в Новосибирске 13 апреля председатель совета создаваемого НП СРО «Сибирь» В. Матвеев отметил необходимость координации процессов создания и функционирования всех специализированных СРО на территории Сибирского округа, как строительных, так и изыскательских и проектных.

О готовности к сотрудничеству заявили присутствовавшие на совещании А. Илизаров,  руководитель НП, объединяющего ряд проектных организаций СФО, и А. Кузнецов, руководитель НП в области инженерных изысканий «Изыскания СФО».

6 мая в Красноярске прошла рабочая встреча В. Островского с руководителями строительного партнерства «НПРиКРстрой» и проектного «НПСРпроект». Идея ассоциации «СССР» поддержана всеми участниками. В этот же день интерес к идее ассоциации высказал президент Некоммерческой ассоциации «Саморегулируемая организация «Лифтовики Сибири» И. Горанский. Но до регистрации СРО «Сибирь» можно говорить только о намерениях.

Сообщения с форума:
сообщений нет

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Также смотрите:

На главную >> Прблемы и решения >> Взаимодействие вместо разобщенности