Skip to content

На главную >> Полезная информация >> Узенькая улица в большую историю
Узенькая улица в большую историю Печать E-mail
Разместил(а) Редакция
Полезная информация
17.06.13 19:24

454_plan-krasnoyarsk.jpgКрасивое выражение «возродиться из пепла, как Феникс» применимо к нашему городу в прямом смысле. Своим историческим обликом Красноярск отчасти обязан чудовищному пожару 1773 года. Тогда от старого города почти ничего не осталось, и на пепелище постепенно вырос тот Красноярск, который мы знаем.

Из далекого Тобольска в сгоревший город срочно прибыл сержант геодезии Петр Моисеев. Именно ему мы и обязаны линейной планировкой петербургского типа. Улицы Красноярска были задуманы им прямыми и ровными, ориентированными по сторонам света. Главные улицы прокладывались параллельно Енисею. Меридиональные улицы, их тогда называли переулками, шли с юга на север – от Енисея в сторону Покровской горы.

Своей планировкой город стал разительно отличаться от таких сибирских центров, как Тобольск и Енисейск. В Красноярске было проще ориентироваться, но самое главное – широкие улицы, скверы и площади делали город более безопасным в плане пожаров. Дома уже не лепились тесно друг к другу, и можно было не бояться, что от одного дома загорятся соседние. Хотя, как показало время, и это не послужило 100%-ной гарантией – в 1881 году город снова сгорел, но там причиной быстрого распространения огня стал ураганный ветер.

454_maket.jpgЕсли Петр Моисеев заложил основу нового города, то Николай I утвердил первый генеральный план Красноярска. Произошло это в 1828 году, и с тех пор город стал активно застраиваться в западном направлении. Землемерам даже пришлось значительно продлить его улицы, и сегодня мало кто знает, где же на самом деле заканчивается та же улица Ленина (бывшая Благовещенская). А заканчивается она далеко за железнодорожным вокзалом – среди ветхих деревянных домиков Николаевки.

Итак, «Дело о разделении г. Красноярска на две части» от 1823 года закрепляло его регулярную застройку. Действительно, теперь город словно копировал Петербург: прямые улицы (сориентированные по сторонам света), строгие кварталы, большие площади.

Взгляните на иллюстрации: вот как изменился Красноярск после пожара. А теперь, если кому не лень, возьмите рулетку и попробуйте измерить ширину улиц в центре города. Вы обнаружите, что она везде составляет 10 саженей (сажень – это более двух метров). А первые четыре квартала в центре города имеют длину ровно 120 саженей. Все было строго просчитано! Так что мы живем по меркам XIX века

Исторически главная улица города – пр. Мира. Раньше она называлась Воскресенской в честь одноименного собора, стоявшего у ее начала на Стрелке. Улица всегда считалась самой лучшей и престижной в городе. Именно здесь находились крупнейшие магазины и различные присутственные места, здесь же прогуливался цвет общества.

454_voskresenskay.jpgУвы, даже центральная улица не была благоустроена. Летом это приводило к тучам пыли, весной и осенью – к непролазной грязи. Ночью возникала другая проблема – нехватка фонарей. Сегодня смешно, но, стараясь решить эту проблему, власти приказали извозчикам ездить с зажженным фонарем, даже если они ехали без пассажиров. Конечно, ситуацию это не исправило, и на наших улицах посветлело только в начале ХХ века, когда в Красноярске появилось электричество.

Параллельно Воскресенской шла уже упоминавшаяся Благовещенская улица, вновь названная так из-за храма. Кстати, Благовещенская церковь долгое время являлась единственным трехэтажным храмом в нашем крае. С ее звонницы первые фотографы любили делать панорамные снимки города, и сейчас вы часто можете знакомиться с ними на страницах газеты «Строитель». Как видите, дореволюционный Красноярск – это по большей части одноэтажный деревянный город, летом утопавший в садах.

Ну и, наконец, последняя главная улица – Узенькая, сегодня носит имя Карла Маркса. До революции у нее было еще одно название – Гостиная. И это не удивительно – вплоть до нэпа здесь действовал целый ряд гостиниц: «Модерн», «Централь», «Коммерческие номера» и др. Где гостиницы, там и питейные заведения: трактиров и ресторанов на этой улице хватало. Хотя в целом она оставалась местом, где проживала местная элита и работали разные конторы.

Ближе к Енисею располагались улицы Песочная (Урицкого), Садовая (Бограда) и Береговая (Дубровинского). Песочная славилась банями, Садовая – публичными домами, а Береговая – пристанями. Рядом с нынешним речным вокзалом в 1912 году был открыт первый в городе бульвар – Александровский. Мы, кстати, прогуливаемся по нему до сих пор.

Хватало у нас и необычных для современного слуха названий. Например, Падалкин переулок. Это нынешняя улица Диктатуры Пролетариата. Пожалуй, большевики не случайно пошли на такое переименование – зачем им улица, названная в честь классового врага – тайного советника, губернатора В. К. Падалки. Кстати, подобных знаковых переименований у нас хватало – так, ул. Верхнетюремная стала называться Охраны труда, а ул. Всехсвятская – Красной Армии.

Теперь пройдемся по последнему примечательному району левобережного Красноярска – Качинским улицам. Сегодня они носят название Ады Лебедевой, Марковского, Республики. Раньше возле них располагался самый хулиганский и неспокойный район города – Качинская слобода. Закачинские молодцы были постоянным героями уголовных хроник в газетах. Так, именно они зачастую были инициаторам битв стенка на стенку, которые проходили на Поповом лугу – там, где сейчас стоит краевой Дворец пионеров. Но постепенно этот район облагораживался, деревянные халупы вытеснялись купеческими домами. Однако все-таки именно возле Качи долго действовали такие заведения, как питейный дом, винные подвалы и ночлежка.

Внимательный красноярец, наверняка, видел, что на стенах домов в центре города появились надписи, восстанавливающие прежнее название улиц. Как видите, переименований было немало. Каждое название несет на себе отпечаток времени, хранит его дух и ценности. Кроме того, улицы сохраняют для нас имена замечательных красноярцев. А значит, улицы – это не просто ряд домов. Это – настоящая дорога в нашу историю.

Артур МИХАНЕВ

Сообщения с форума:
сообщений нет

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
На главную >> Полезная информация >> Узенькая улица в большую историю