Skip to content

Эх, дороги... Печать E-mail
Разместил(а) Редакция
Полезная информация
26.11.12 20:32

Нередко слышны упреки в адрес организаций, выполняющих ремонт улично-дорожной сети, проездов, дворов города, а также о бездействии надзорных и контролирующих органов по наведению порядка в этой деятельности.

Большинство таких заявлений небезосновательно. Однако стоит разобраться, кто на самом деле обязан контролировать дорожно-ремонтные работы в Красноярске, выполняемые за счет бюджетных средств.

Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края является единственным органом исполнительной власти края, осуществляющим региональный государственный строительный надзор при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства, проектная документация которых должна проходить государственную или негосударственную экспертизу. В частности, государственный строительный надзор осуществляется специалистами службы при строительстве и реконструкции автомобильных дорог и сооружений на них, кроме дорог федерального значения.

Государственный строительный надзор за ремонтом дорог, в том числе капитальным, не предусмотрен действующим законодательством, тем самым у службы отсутствуют полномочия по выявлению и пресечению нарушений, допускаемых при производстве таких работ. Сотрудники службы при наличии информации о таком виде работ не имеют права проводить проверки, выдавать предписания об устранении нарушений и привлекать к административной ответственности виновных лиц.

Однако, учитывая непростую ситуацию вокруг дорожно-ремонтных работ в Красноярске, при поддержке правительства края, служба в инициативном порядке оценивает выполнение дорожно-ремонтных работ. Оценка включает в себя проведение визуального осмотра выполняемых работ и изучение исполнительно-технической документации на объектах. При этом процедура действий службы не создала каких-либо дополнительных затрат со стороны подрядчика и заказчика работ, не предусмотренных действующим законодательством.

Цель инициативного направления деятельности – посредством выборочного контроля объектов улично-дорожной сети города показать заказчику и подрядчику работ основные проблемные моменты в организации строительного контроля, повысить их должностную ответственность и не допустить финансирования некачественно выполненных объектов ремонта.

Только в 2012 году службой проведено около 50 осмотров объектов улично-дорожной сети города, в результате которых выявлено 94 нарушения. Основное количество замечаний – по документации (85%), остальные по технологии работ – 15%. К наиболее часто встречающимся нарушениям можно отнести отсутствие контроля ровности и уклонов асфальтобетонного покрытия, некачественное выполнение бетонной обоймы бортового камня, неподготовленное основание (трещины, отсутствие обработки основания вяжущим), отсутствие контроля температуры асфальтобетонной смеси. Все выявленные службой нарушения при ремонте улично-дорожной сети города устранены в полном объеме.

В последние два года значительная часть бюджетных средств идет на ремонт дворовых территорий многоквартирных домов. Дополнительный контроль, не обременяющий подрядчика бюрократическими схемами, но позволяющий более жестко спросить за качество работ, играет только положительную роль.

За 2012 год сотрудниками службы осмотрено более 200 территорий многоквартирных домов, выявлено более 150 нарушений, из которых практически все устранены. Однако имеет место быть процедура несвоевременной готовности отдельных объектов к окончательной оценке работ, когда управляющие компании и подрядчики затягивают сроки сдачи объектов, создавая ситуацию, когда в случае выявления службой нарушений при устройстве асфальтобетонного покрытия переделать его нет возможности в связи с неблагоприятными погодными условиями. Предполагая это заранее, служба в начале сентября проинформировала заказчиков дорожно-ремонтных работ о невозможности положительной оценки асфальтобетонных работ, выполненных после 15.10.2012, так как в этот период, как правило, устанавливается температура окружающего воздуха ниже 100 градусов, при которой запрещается производить работы по устройству покрытия из горячих асфальтобетонных смесей. Эта позиция службы неизменна.

Исходя из приведенного выше, получается следующее: надзорный орган инициативно выявляет значительное количество нарушений при дорожном ремонте, сообщает об этом заказчикам и подрядчикам работ в Красноярске, нарушения устраняются, качество готового продукта повышается. Однако какова необходимость привлекать исполнительный орган краевой власти при наличии установленного законом строительного контроля заказчика и подрядчика?

Заказчиком дорожно-ремонтных работ по улично-дорожной сети Красноярска является департамент городского хозяйства администрации города, по проездам к многоквартирным домам – администрации районов, по дворам – управляющие компании и ТСЖ. При всем желании довольно трудно организовать эффективную единую схему взаимодействия между муниципальными органами и подрядчиками. Специалисты указанных органов муниципальной власти имеют различные права и обязанности, направления деятельности, поэтому говорить в данном случае о «нежелании работать» некорректно, необходимо создать условия для единой эффективной работы, работы на результат.

Проанализировав ситуацию 2012 года и предыдущих лет, служба предложила кардинальным образом изменить организацию и порядок строительного контроля заказчика работ. К основным изменениям стоит отнести:

– создание единого органа заказчика, отвечающего как за строительный контроль заказчика, так и за организацию и финансирование работ (в данном случае нужно четкое разграничение по отделам, специалистам, т.е. один человек не должен отвечать за освоение бюджетных средств и осуществление контроля над качеством работ и т.п.). Этот орган необходимо наделить правом обязательного участия в качестве заказчика работ, даже если финансирование осуществляется по различным бюджетным источникам;

– в основу муниципальных контрактов необходимо включать не только обязательные для исполнения технические регламенты, но и стандарты организаций. Если таких стандартов нет, например на ремонт дворовых территорий, стоит их разработать;

– рассмотреть экономическую целесообразность привлечения частных независимых организаций либо создание в Красноярске своей испытательной лаборатории, финансируемой за счет муниципалитета;

– минимизировать или исключить привлечение иных органов и учреждений для контроля качества, тем самым конкретизировать процедуру контроля ответственных лиц ее соблюдения и исполнения.

Учитывая новый подход администрации Красноярска к решению проблем, есть значительная вероятность улучшения ситуации вокруг контроля над дорожно-ремонтными работами. Но стоит учесть, что указанные выше и иные изменения не решат проблему качества дорог в Красноярске сразу, но создадут фундамент для целенаправленной работы.

Планомерное, грамотное, разностороннее рассмотрение проблемы позволит создать открытую рабочую систему в сфере ремонта улично-дорожной сети, дворов и проездов к ним в Красноярске, конкретизировать направление деятельности отдельных муниципальных учреждений, позволит администрации Красноярска самостоятельно решать вопросы контроля качества работ. Реализация такого направления позволит в дальнейшем приблизить понятие «качества работ» к понятию «удовлетворенности общества от полученного результата», что в настоящее время далеко не одно и то же.

Дмитрий ШПЕНЬКОВ,
заместитель начальника отдела надзора за строительством дорог и промышленных объектов

Сообщения с форума:
сообщений нет

 
Интересная статья? Поделись ей с другими: