Skip to content

На главную >> Обо всем >> Время малых проектов?
Время малых проектов?
Обо всем
14.12.10 11:29

Два года назад в Красноярске анонсировалось строительство более дюжины новых отелей. Впрочем, это был период, когда в рост шла вся экономика. Что сейчас с этими пожеланиями, с востребованностью гостиничного бизнеса в целом?

Одним из самых значимых заявлялось намерение возвести отель экстра-класса в самом центре города, на пересечении улиц Вейнбаума, Карла Маркса и проспекта Мира, но при обязательном сохранении церкви XIX века, построенной по проекту А. Фальбаума и зданий исторической застройки, в которых ныне ютится первая городская больница. Увы, кризис, похоже, поставил крест на этом интересном начинании. Во всяком случае, никаких новостей про проект давно не слышно, а в самой горбольнице, которую предполагалось перевести в новые специально для нее построенные корпуса, ситуацию нам прокомментировать отказались. Заявили, что ничего не меняется, и вряд ли что в обозримом будущем произойдет.

Компания «Бизнес-контакт», связываемая с личностью пермского губернатора Белых, некогда собиралась построить у нас полную линейку гостиниц «Hilton» – от трех до пяти «звезд». Теперь эта фирма – даже на своей территории – выходит из числа учредителей холдинга «Отели Перми». Скорее всего, по той простой причине, что убыточность бизнеса зашкаливает за треть от объема продаж. А дивногорские бизнесмены, которые планировали возведение пригородного гостиничного комплекса, сейчас продают свою долю в уже действующем отеле, его сотрудники размещают объявления о поиске работы.

Причина очевидна. По оценке агентства DISCOVERY Research Group, под ударом экономического кризиса ряд отельеров не справился со снижением спроса и растущими издержками, а часть не смогла погасить кредиты. Падение загруженности российских гостиниц составило около четверти от объемов 2008 года. В стремлении удержать клиентов многие стали сокращать цены, в среднем они снизились на 6%. При этом и без того долгая окупаемость крупных гостиничных комплексов (7-8 лет) увеличилась вдвое даже для удачных проектов, значительно превосходя аналогичные показатели офисного или жилищного строительства.

Тем не менее, наш город продолжает ежедневно принимать десятки тысяч гостей. Более того, мы надеемся на серьезное развитие туризма, в том числе международного, следовательно, для этого необходимо создавать соответствующую инфраструктуру. Притом даже сейчас в выходные наполняемость гостиниц достигает 80%, что связано с внутрирегиональными перемещениями: люди из районов края приезжают на уикэнд сходить в театры, посетить Бобровый лог или сводить детей в кино, зоопарк, на аттракционы. В периоды проведения серьезных мероприятий – экономического форума, спортивных соревнований уровня турнира Ярыгина ситуация с размещением гостей становится критической.

Частичное решение находится за счет такого вида услуг, как квартиры посуточно. Как правило, его реализуют инвесторы, вложившиеся до кризиса в приобретение жилья, а теперь не имеющие возможностей реализации по приемлемым ценам. Сдача квартир в аренду на малый срок позволяет окупить текущие затраты на их содержание и при этом постоянно держит недвижимость в предпродажном состоянии.

Иногда такие предприниматели делают следующий шаг – переходят к концепции мини-отелей, реконструируя под них целые подъезды или секции. Впрочем, именно этот сектор гостиничного бизнеса сейчас является наиболее привлекательным. Уточним, что окупаемость мини-отелей составляет 3-5 лет, а иногда и меньше. У них выше заполняемость номерного фонда, и это при более высоких тарифах. Риски инвестиций в мини-отель минимальны. У собственника при необходимости есть возможность использовать объект для личного проживания или перевести его в жилищной фонд с целью продажи. Именно в мини-отелях сейчас предпочитают селиться иностранцы.

– Для них очень ценны именно уют, индивидуальный подход и безопасность – это как раз то, что они ставят на первое место, – говорит Геннадий Ламшин, исполнительный директор Российской гостиничной ассоциации.

Индивидуальный подход подразумевает готовность помочь в любой момент в любой мелочи, не говоря уже о том, чтобы организовать встречу и проводы, автомобильное сопровождение деловых поездок, перевод, консультации и так далее. Как правило, администратор знает всех гостей, помнит их в лицо, знаком с привычками и обычными пожеланиями. Зачастую поступления от дополнительных услуг составляют большую часть доходов мини-отелей. Клиентская база расширяется в основном за счет рекомендаций.

Такие гостиницы тяготеют к местам отдыха (Бобровый лог), транспортным развязкам (вокзалы), центру города и значимым для гостей объектам («Дом-отель» на Красной Армии близ клиники НИИ «Институт медицинских проблем Севера») и т.д. Характерно, что из заявленных в 2008 году проектов до конца доведено лишь строительство мини-отеля с 16 номерами класса люкс около железнодорожного вокзала, пусть сдача его и перенесена с 2009 на первый квартал 2011 года. С лета 2010 года возводится гостиница экстра-класса в английском стиле и всего лишь на шесть номеров на улице Марковского. А компания, ранее намеривавшаяся быть инвестором комплекса на территории городской больницы № 1, в январе все-таки взяла международный кредит, но уже на возведение двух небольших гостиниц.

Тем не менее, по крайней мере, хотя бы один большой сетевой отель международно признанного класса Красноярску необходим. Его наличие – это и подтверждение статуса города, и возможность иностранным визитерам получить услуги понятного и привычного им стандарта. С другой стороны, очевидно, что подобный объект может быть возведен только в центре или престижном районе Красноярска, следовательно, необходимо разумное решение власти по инвестиционным условиям и землеотводу.

Для региональных же инвесторов наиболее привлекательным и перспективным является развитие направления «квартиры посуточно», возведение небольших гостиниц эконом-класса в удаленных районах города, а в более высоком разряде – строительство мини-отелей, включая пригородные, с возможной дальнейшей их специализацией в качестве семейного бизнеса, как это и происходит в большинстве развитых стран.


lashakovИгорь Лашаков, директор ЗАО «Базилик»:

– Уверен, что развитие Красноярска как агломерации требует строительства современных отелей во всех его частях, тем более в перспективном направлении жилые массивы Северный – Солнечный, где этот бизнес на должном уровне пока не представлен. Мы спроектировали гостиничный комплекс наиболее востребованного в наших условиях формата (экономичный, со всеми полагающимися для отеля помещениями и сооружениями) близ пересечения ряда базовых транспортных магистралей (Северное шоссе, трасса «Байкал», выезд на Октябрьский мост, железная дорога). После того как определимся с соинвесторами, начнем возведение объекта. Считаю, что наши затраты окупятся в течение 5-7 лет.

 

Сообщения с форума:
сообщений нет

 
Интересная статья? Поделись ей с другими: