Skip to content

Новый номер в архиве!-- Доска бесплатных строительных объявлений -«СТРОИТЕЛЬ - доска объявлений»- Бесплатные строительные объявления Подать бесплатное объявление можно здесь + + + Все номера газеты «Строитель» есть в архиве - скачать можно здесь + + + Читайте газету «Строитель» самые актуальные материалы + + + Выписывайте газету «Строитель» самая нужная информация + + + ?
На главную >> О ЖКХ и ремонте >> Роль городского самоуправления в реформе теплоснабжения
Роль городского самоуправления в реформе теплоснабжения Печать E-mail
ЖКХ
14.02.11 15:39

За последние несколько лет в теплоснабжении Новосибирска, как и большинства российских городов, произошли кардинальные структурные перемены. Однако реформирование отрасли не закончено: жесткого централизованного планирования, где каждый шаг регламентировался сверху, уже нет, а рыночные отношения еще не оформились в работающий механизм.

Таким переходным состоянием объясняются многие «болезни роста», в том числе массовые неплатежи и аварии теплотрасс. Ввиду особой социальной значимости теплоснабжения пустить эту ситуацию на самотек нельзя. Как показал опыт последних лет, для успешной реализации реформы необходимы координирующее участие муниципальных структур.

В прежние годы муниципальные теплосети обеспечивали теплом муниципальные же жилые дома (за исключением разве что немногочисленных кооперативных и ведомственных зданий). Их обитатели, имевшие статус социальных арендаторов, оплачивали эту услугу в соответствии с установленными городом расценками. Все проблемы систем отопления фактически были внутренними вопросами городских властей. Сегодня же и теплоснабжающие организации (ТСО) как поставщики тепла, и горожане как потребители стали субъектами рыночных отношений. Однако ни те ни другие оказались не готовы играть по новым правилам.

Жильцы домов превратились сегодня в полноправных собственников своего жилья. «Большинство квартир в Новосибирске приватизировали давно, еще в 1992-93 годах. Сейчас в нашем городе приватизировано 75% всего имеющегося жилья», - говорит Яков Хохлов, начальник отдела регистрации прав на жилые помещения и ипотеки Управления Федеральной регистрационной службы по Новосибирской области . Однако это обстоятельство никоим образом не отразилось на состоянии кошельков горожан: они все еще рассчитывают на помощь со стороны властей в оплате коммунальных услуг.

С другой стороны, теплоснабжающие организации должны теперь обеспечить самоокупаемость предприятия. Содержать теплосети в надлежащем состоянии, закупать тепло и газ для котельных, оплачивать работу сотрудников они вынуждены только на те средства, которые получили от потребителей. Между тем их единственными активами зачастую являются текущие трубопроводы и устаревшие котельные. Так, по мнению специалистов ОАО «Новосибирскгортеплоэнерго» при транспортировке теряется до 30% тепла, а десятая часть городских теплосетей находится в состоянии, определяемом как «крайне изношенное». Аварийно опасными признаны системы теплоснабжения Калининского, Заельцовского и части Дзержинского района .

В 2009 году высокий уровень теплопотерь в сетях стал причиной конфликта между управляющими компаниями и ОАО «СибирьЭнерго», когда горожанам были сделаны доначисления по оплате услуги отопления. В такой непростой ситуации только муниципалитеты, как представители интересов и поставщиков и потребителей тепла, могут взять на себя роль посредника при переходе к нормальным рыночным отношениям в отрасли теплоснабжения, которые и являются целью реформы. Главное, что могут сделать городские власти во избежание конфликтных ситуаций – обеспечение оплаты энергоресурсов по факту потребления, то есть по объективным показаниям прибора учета.

«"СибирьЭнерго" предъявило цифры «доплат» тем домам, на которых нет счётчиков, - объясняет зампредседателя Совета депутатов города Новосибирска Дмитрий Асанцев. - Поэтому мы стараемся решить проблему, побуждая жильцов ставить приборы. Также необходимо ставить их на ЦТП и на выходе с ТЭЦ, чтобы можно было контролировать потери тепла на каждом участке. Жители же должны платить только за потери тепла в самом доме. Но эти потери, как правило, минимальны. Опыт показывает, что дома, в которых установлены счётчики платят на 20%-25% меньше, чем по нормативу» .

«Коммерческий учет тепла - это как лакмусовая бумажка для теплоснабжения. Если потребитель платит слишком много, значит его дом нуждается в утеплении и (или) модернизации системы отопления. Если же тепловая компания недополучает средства, самое время искать и ликвидировать потери тепла в трубопроводах, - добавляет Татьяна Кислякова, директор по продажам и маркетингу российского представительства Kamstrup, мирового лидера по производству приборов учета тепла. – Пока нет повсеместного учета, мы так и будем отапливать улицу и жаловаться, что это слишком дорого».

Нужно сказать, что городская администрация уже всерьез работает в этом направлении, реализуя программы по переводу потребителей на оплату тепла по факту. Так, на протяжении последних трех лет в Новосибирске действовала муниципальная целевая программа «Энергосбережение на 2007-2010 годы» с бюджетом более 2,2 млрд. рублей. Она позволила многим собственникам установить общедомовой теплосчетчик всего за половину стоимости (около 100 – 150 тысяч рублей на дом), причем с возможностью отсрочки оплаты на срок до одного года. Остальное компенсировал городской бюджет . Однако, далеко не все собственники домов успели воспользоваться льготным предложением. Также установка приборов учета тепла производилась и производится в рамках федеральной программы капитального ремонта .

В общей сложности до 2010 г. приборами учета тепловой энергии уже было оснащено 1613 жилых домов, а до конца года эта цифра должна увеличиться еще на 639 .

Однако на этом городская программа по переводу новосибирского ЖКХ на приборный учет тепла не завершится. Власти города рассматривают возможность выделения на эти цели дополнительных средств. «Органами социальной защиты населения, районными администрациями уже ведется работа по изучению данного вопроса. Всем нуждающимся будут предоставлены субсидии на установку счетчиков», - заверяет председатель горсовета Надежда Болтенко.

Между тем, в течение 2011 года теплосчетчиками (а также приборами учета воды и других коммунальных ресурсов) необходимо оснастить весь жилищный фонд Новосибирска, который составляет 8,6 тысяч домов . Очевидно, что большинству горожан стоит рассчитывать лишь на свои силы и свой кошелек, ведь для тех, кто не имеет счетчиков правительство планирует повысить нормативы в несколько раз.

Кстати, при поломке прибора учета, оплата будет начисляться по тем же нормативам. Поэтому особого внимания требует качество и эксплуатационные параметры используемого оборудования. Это хорошо понимают специалисты новосибирского ЖКХ. «Надежность прибора учета — определяющий фактор, – говорит Сергей Анистратов, директор новосибирской компании «ТМ Комплект». – Если спустя 1-2 года прибор выходит из строя и требует замены, то за 10-15 лет набежит кругленькая сумма».

Специалисты «Сибирского инженерного БЮРО» считают, что определяющими факторами при выборе теплосчетчиков для эксплуатации в российских условиях являются отсутствие подверженных износу механических элементов, высокая точность измерений и длительный срок службы. Именно поэтому, по мнению сотрудников компании, будущее теплоучета за ультразвуковыми расходомерами, например, ULTRAFLOW®, используемых в составе теплосчетчиков MULTICAL®. Учитывая сложные условия эксплуатации: состояние подвалов в новосибирских домах и качество теплоносителя, надежность оборудования является основополагающим фактором успешной реализации программы по установке счетчиков .

Внедрение приборного учета – самое первое и наиболее очевидное, но не единственно необходимое действие по реформированию теплоснабжения. «Если мы устанавливаем теплосчетчик, то нельзя оставлять подъезд с выбитыми стеклами, дом - с протекающей крышей. Иначе все усилия будут сведены на нет», - говорит Андрей Ксензов, первый заместитель мэра Новосибирска.

Имея под рукой данные о фактическом расходе тепла, можно начинать работу по сокращению теплопотерь, а, соответственно, и платежей за отопление. Прибор учета на этом этапе поможет найти наиболее эффективные решения, будь то утепление подвалов, установка терморегуляторов или замена окон в квартирах.

Таким образом, кроме выделения субсидий на установку приборов учета и ремонт, в силах муниципалитета организовать просветительскую работу, направленную на энергосбережение. Необходимо объяснить горожанам смысл тех или иных решений и то, какой экономический эффект они принесут каждому жителю. Как показывает практика, без такого «ликбеза» эффективность проводимых на уровне города энергосберегающих мероприятий невысока, так как зачастую не находит поддержки у горожан. А реформа теплоснабжения – как раз такая область, где для достижения результата необходимо взаимопонимание всех сторон – и потребителей тепла, и поставщиков, и городских властей.


 

Как автомобиль из рокоши стал средством передвижения, так и пластиковые окна покинули лексикон обеспеченных людей. Доступные цены на пластиковые окна сделали их атрибутом современной квартиры. Как телевизор, холодильник, да и множество других вещей 21-го века. Остался один вопрос. Соотношение цена-качество. А его решение в ваших руках!

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
На главную >> О ЖКХ и ремонте >> Роль городского самоуправления в реформе теплоснабжения