Skip to content

Новый номер в архиве!-- Доска бесплатных строительных объявлений -«СТРОИТЕЛЬ - доска объявлений»- Бесплатные строительные объявления Подать бесплатное объявление можно здесь + + + Все номера газеты «Строитель» есть в архиве - скачать можно здесь + + + Читайте газету «Строитель» самые актуальные материалы + + + Выписывайте газету «Строитель» самая нужная информация + + + ?
На главную >> О проектировании >> О проекте Схемы территориального планирования Красноярской агломерации
О проекте Схемы территориального планирования Красноярской агломерации Печать E-mail
Проектирование
15.02.10 17:15

Что может дать территории и лицам, принимающим решения по ее развитию, уже сегодня проект Схемы территориального планирования Красноярской агломерации.

Проект Схемы территориального планирования Красноярской агломерации (далее СТП КА) выполнен ОАО «Российский институт градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор». Он выполнен в течение года, что чрезвычайно мало для такой непростой территории, при ее площади сопоставимой с территорией области в европейской части страны (около 25 тыс. кв. км), при отсутствии специальных исследований и обобщений по широкому кругу вопросов, возможных ограничений и особых условий в использовании территории.

СТП КА входит в состав трёх ключевых документов, определяющих вектор развития территории: Стратегия социально-экономического развития Красноярской агломерации, СТП и Комплексная инвестиционная программа развития КА (включающая инвестиционный, финансово-правовой и организационный блок реализации программы развития КА).

В ходе разработки СТП для осмысления особенностей территории и возможных направлений и масштабов ее развития привлекались различные отечественные и зарубежные структуры, профессиональное сообщество Красноярска, использовалась предшествующая СТП градостроительная документация.

В настоящее время СТП КА не утверждена, но нам представляется, что по содержащимся в ней материалам уже сегодня может быть сделано ряд практических выводов.

1. В соответствии с Соглашением об организации и осуществлении межмуниципального инвестиционного проекта «Комплексное развитие Красноярской агломерации на период до 2020 года» от 17 апреля 2008 года в состав агломерации вошли семь муниципальных образований Красноярского края – города Красноярск, Сосновоборск, Дивногорск, и четыре района – Емельяновский, Манский, Сухобузимский, Березовский.

По нашему мнению, целесообразно рассматривать ЗАТО Железногорск в составе агломерации, что обусловлено его научно-техническим инновационным потенциалом, наличием сложившихся трудовых, инфраструктурных и других связей, а также техногенным влиянием на рассматриваемую территорию. Город является одной из самых привлекательных инвестиционных площадок в Красноярском крае.

Представляется, что краевым органам власти совместно с «Госкорпорацией «Росатом»» целесообразно рассмотреть вопрос о вхождении Железногорска в Красноярскую агломерацию.

2. В СТП КА проведена многофакторная комплексная оценка территории Красноярской агломерации. Выявлена система зон с особыми условиями использования территорий, формируемых экологическими и санитарно-гигиеническими ограничениями градостроительной деятельности (более 30 видов).====== На основе проведенной и графически представленной оценки (масштаб 1: 100 000) можно сделать несколько наиболее значимых выводов:

а. Красноярская агломерация имеет малоблагоприятные планировочные условия, осложняющие условия пространственного развития Красноярска и его агломерации. Это обстоятельство необходимо учитывать во всех решениях по территориальному развитию в пределах КА, по развитию и расширению существующих производств.====== Менее 3,5% территории КА относительно благоприятны для строительства, в пределах которых возможен поиск площадок для многофункционального градостроительного освоения. Ведущим ограничителем строительства на территории КА, прежде всего в Красноярске, в широкой долине Енисея и лесопарковом поясе Красноярска, является экологический фактор.

На основе комплексного анализа сложившейся на территории ситуации, ее экологического состояния, с первых этапов разработки СТП мы считали необходимым предупреждать о недопустимости размещения на территории Красноярска и формирующейся на его основе агломерации новых производств, усиливающих негативное экологическое воздействие на эту территорию.

Однако, во всех перечнях инвестиционных проектов по территории КА фигурируют проекты высоких классов санитарной вредности. Ни один из этих проектов не прошел предваряющую намерения экологическую экспертизу, тем более с учетом конкретного места размещения. Особую озабоченность вызывает размещение на площадке б. завода тяжелых экскаваторов металлургического завода по производству марганцевых ферросплавов. Это предприятие 1 класса санитарной вредности, не связанное технологически ни с одним из предприятий Красноярского края, предполагаемое к работе на рудах Усинского месторождения (юг Кемеровской области) и вывозом продукции в Кузбасс и западнее расположенные районы страны, весьма энергоемкое, со значимыми объемами твердых отходов, не работающее на желаемую инновационную составляющую развития агломерации.

Наш опыт работы по многочисленным регионам Сибири, и, в том числе по Красноярскому краю, позволяет предполагать, что с учетом микроклиматических условий и условий рассеивания зона санитарной вредности завода может составлять не менее зоны Краз’а. Здесь мы имеем дело с попыткой через 15-20 км повторить ситуацию с Краз’ом и ликвидировать (или резко уменьшить) возможность развития расселенческих структур практически в единственном относительно «чистом» направлении и сократить возможность производства чистой сельскохозяйственной продукции.

Есть опасность, что, значительная часть практически единственной полноценной площадки для производственного строительства на территории КА, для выноса из города ряда производств, может быть использована для функционирования этого «инородного» объекта, как и транспортные вводы к площадке. Между тем, как заявил А.Г. Хлопонин в конце 2008г., огромное количество компаний проявляет интерес к этим площадкам.

Северное направление – единственное на сегодняшний день относительно экологически «чистое» направление развития КА. И оно поставлено под угрозу размещением объекта, случайного для данной территории. Уместен запрет на размещение новых производств высоких классов санитарной вредности на территории КА.

Еще в 1987г. Решением Совета Министров СССР было запрещено размещение в Красноярске новых промышленных предприятий, требующих больших санитарно – защитных зон. В соответствии с этим решением Генеральным планом Красноярска в редакции 1999 г. не предусматривалось размещение в городе предприятий I- III классов вредности.

Представляется, что все проекты расширения экологически неблагополучных производств на территории Красноярска должны проходить экологическую экспертизу, также как все объекты, предлагаемые к размещению на территории лесопаркового пояса Красноярска. По нашему мнению, вопрос о размещении Енисейского ферросплавного завода должен стать предметом особого обсуждения Правительством края и общественных слушаний с максимальным участием экологических организаций – если уже нельзя изменить принятого краем решения, то хотя бы речь может идти о необходимости учета при проектировании и строительстве завода новейших технических решений по сокращению выбросов в воздушный бассейн.

б. Продолжающаяся, проектируемая, прогнозируемая застройка территорий, прилегающих к границам Красноярска, его лесопаркового пояса определяет развитие центра Красноярской агломерации по принципу «масляного пятна» и лишает остальную часть Красноярской агломерации реальных основ развития. Представляется, что должен быть более аргументированный отбор инвестиционных предложений на этой территории, призванной обеспечить «паузу» в застройке.

в. Привлекательность Красноярска для жизнедеятельности прямо связана с характером его застройки и состоянием окружающей среды. Вместо развития и укрепления уникального, неповторимого образа города происходит насыщение территории города, его наиболее значимых территорий безликой архитектурой, визуальное «загрязнение» среды города как устаревшей, так и застройкой перестроечного периода с крайне ограниченными зелеными пространствами, что будет трудно преодолеть на протяжении десятилетий. Транспортная связь Красноярска с территорией агломерации недостаточна.

Без рассмотрения проблем территориального развития города-центра на уровне генерального плана Красноярска невозможно решить вопросы совершенствования его среды жизнедеятельности. Поэтому предлагается в качестве первоочередного приоритета корректировка генерального плана г. Красноярска в увязке его с СТП КА.

3. В основу предложений по территориальной организации Красноярской агломерации положены результаты произведенной комплексной оценки, базирующейся на системе планировочных ограничений и режимных требованиях к градостроительному использованию территории агломерации.

Пространственная организация территории Красноярской агломерации предложена как сочетание радиально – лучевого расселения с функциональными поясами. Кольцевое зонирование определяется условиями доступности центра Красноярской агломерации.

Вопросы развития Красноярска, в.т.ч. и его территориального развития за пределами городской черты, являются ведущими в СТП КА.

Для некоторой «разгрузки» Красноярска, улучшения его планировочной ситуации и создания для части населения города относительно экологически благоприятной среды обитания предлагается создание города-спутника (название условно) на территории между Шуваево и Таскино. Это город на 50-100-200 тысяч человек, с преимущественно среднеэтажной и малоэтажной плотной застройкой, с небольшими районами 1-2 этажной плотной индивидуальной застройки с высоким уровнем благоустройства и полным комплексом учреждений обслуживания в соответствии с его численностью, социальным и возрастным составом населения. Город предполагается связать с Красноярском скоростным рельсовым транспортом и модернизированными автомобильными дорогами. Интеллектуальный уровень города связывается с возможностью размещения здесь инновационной зоны (в т. ч. межвузовского бизнес - инкубатора), а также с вариантом выноса сюда ряда учебных заведений или их структур с соответствующим жилищным обеспечением.

На этой площадке целесообразно сконцентрировать объекты по всем видам целевых государственных программ в сфере жилищно-социально–инфраструктурного строительства.

Предложенная в СТП площадка приоритетного городского строительства была выбрана с большими усилиями в связи с многочисленными градостроительными ограничениями, присущими территории КА.

Соседство с экологически неблагополучным производством, бесспорно, не повышает престижность выбранной площадки, хотя формальные разрывы превышают 1 км. Возможна также некоторая «сдвижка» предложенного города-спутника на восток, на ценные сельскохозяйственные земли, с некоторым удалением от Енисейского тракта. Однако ущемление интересов предложенного города в пользу завода ферросплавов не представляется правомерным.

Во внешней зоне агломерации даны предложения, имеющие целью создать, развить «точки активизации территории», рассредоточить селитебную и производственную нагрузку на Красноярск и его ближайшее окружение. Населенные пункты здесь в большой мере ориентированы на собственные места приложения труда. Часть предприятий пищевого и непищевого профиля, при их выносе из Красноярска, может быть размещена в предложенных «точках активизации» территории».

Были выделены территории возможного поиска площадок для производственного строительства (около 4,2 тыс.га), большая часть которых осложнена некоторыми экологическими ограничениями сегодняшнего дня. При выделении территорий для производственного строительства базовым ограничением рассматривалась недопустимость размещения на территории Красноярской агломерации производства с санитарно-защитными зонами более 300 м.

Выделены также территории, имеющие рекреационный потенциал (7,9 тыс. га) и возможного освоения под садово–дачное строительство (около 3 тыс. га).

Для поступательного развития КА необходимо преодолеть ограничения в инфраструктурных отраслях, прежде всего в транспортно – инженерной инфраструктуре, которая рассматривается ключевым фактором пространственного развития агломерации.

Даны предложения по формированию транспортного каркаса, на основе модернизации существующей инфраструктуры с введением в транспортный кластер инновационных технологий. Сформулирована концепция развития скоростного агломерационного транспорта, связывающего основные населенные пункты агломерации со всеми районами города, включающая метро, круглогодично функционирующие суда на воздушной подушке и автомобильные магистрали безостановочного движения. На останове проведенного анализа определены зоны формирования системы транспортно - логистических центров и транспортно-пересадочных узлов: федерального, регионального и агломерационного значения.

Разработаны предложения по развитию и совершенствованию природно-экологического каркаса территории.

Даны предложения по развитию инженерной инфраструктуры, по сбору и утилизации твердых бытовых отходов.

К отдельным предложениям в каждом из указанных «блоков» можно приступить уже сегодня.

Территориями и объектами особо значимого, приоритетного, опережающего развития рассматриваются: Площадки городской комплексной застройки – «города - спутника; Кузнецовское плато (в районе д. Кузнецово);

Полюса роста (точки активизации территории) - ареалы направленного развития – Сухобузимское, Миндерла – Борск, Никольское, Маганск, Камарчага, Шалинское; Производственная зона – севернее Красноярска, восточнее Енисейского тракта; Территория комплексной застройки СФУ (в границах Красноярска);

Научно – технологические, технико – внедренческие зоны – на правом берегу, южнее застройки в Красноярске; в проектируемом городе – спутнике; инновационные площадки в г. Железногорск;

Зона аэропортов «Емельяново» и «Черемшанка» - создание грузового хаба с сопутствующими объектами, свободной экономической зоной;

Региональный транспортно – логистический комплекс при пересечении северным автодорожным обходом Красноярска р. Енисей;

Формирование транспортного каркаса КА;

В г.Красноярск: регенерация приенисейской зоны на основе выноса ряда производственных объектов; создание финансово – делового и выставочного центра с соответствующей инфраструктурой; создание многофункционального транспортно – пересадочного узла в сочетании с интегрированной плотной городской застройкой на базе железнодорожного вокзала и прилегающих территорий, осуществление мероприятий по сохранению исторической среды и застройки;

Формирование первоочередных туристско-рекреационных центров с соответствующей инфраструктурой в г.г. Красноярск, Дивногорск.

Много предложений на территории агломерации, в т.ч. на территории города, по коттеджному строительству, по строительству загородного малоэтажного жилья. Часть этих предложений реализуется, в большой мере без учета пространственных особенностей и ограничений, условий инженерно – транспортной инфраструктуры и экологических последствий. Много споров о возможных масштабах этого вида застройки. Было бы целесообразно, используя, к примеру, многочисленное студенческое сообщество города, провести опрос населения по этой проблеме, так же как по предпочтениям населения города по количеству комнат и этажности в городском строительстве, по потребности в арендном жилищном фонде. Оба этих опросов должны быть сопряжены с оценкой материального и семейного положения опрашиваемых, с представлением последних об использовании загородного жилища в качестве первого или второго.

4. Фактически впервые на территории Красноярской агломерации выполнена комплексная работа по территориальному планированию с применением современных информационных технологий и методов компьютерного проектирования и моделирования. По результатам работы сформирована комплексная информационная база данных территории Красноярской агломерации, содержащая в себе многослойную цифровую информацию (более 100 слоев цифровой информации).

Нельзя эффективно управлять территорией, не владея информацией о присущем ей комплексе природно – техногенных особенностей, возможностей и ограничений.

В связи с этим представляется актуальной разработка информационной системы территориального развития Красноярской агломерации, доступной для органов управления, бизнеса и населения. Начальной базовой основой для нее может служить Схема территориального планирования Красноярской агломерации.

5. СТП КА - практически пионерный проект такого «жанра» в современных условиях на территории РФ.

Располагая значительным градостроительным опытом работы по России и ее крупным градостроительным образованиям и, осуществив проектирование конкретной агломерации в сегодняшней ситуации, мы полагаем, что основные проблемы развития агломераций страны во многом идентичны имеющим место в Красноярской агломерации, и этот опыт может быть применим и к другим регионам страны.

Следует искать общие подходы к решению пространственных проблем развития этих уникальных территории. И поскольку проект развития Красноярской агломерации несколько опережает другие аналогичные разработки, его достоинства и просчеты могут быть с пользой учтены в последующих работах.

6. Крупные города и их агломерации являются наиболее инвестиционно привлекательными территориями. При этом, среди «знаковых», «прорывных» проектов могут быть практически повсеместно обозначены: строительство (модернизации) крупных транспортных сооружений (железнодорожные вокзалы, аэропорты, транспортно – логистические центры), выставочно – деловые центры с 4,5 звездочными гостиницами, использование новых материалов и конструкций в жилищном (в т. ч. малоэтажном) строительстве и т. п.

Эффективное использование потенциала крупных городов и усиление инновационной составляющей их развития невозможно без серьезного государственного участия, без изменения законодательной базы в аспектах формирования налогооблагаемой базы территорий, межмуниципальных отношений в пределах крупных агломераций, а также без разработки региональной законодательной базы о государственно – частном партнерстве. Период кризиса предоставляет возможность подготовится в этом отношении к возможному поступательному развитию в послекризисное время.

7. До сих пор у властей края не было «отдельной» политики в отношении агломерации. Доминировали процессы самоорганизации. И сегодня речь может идти лишь о целесообразности и направлениях интервенции власти в естественные процессы агломерирования, использовании их потенциала развития территории. Трансформация агломерации – длительный процесс, который может продолжаться десятилетиями, особенно для изменения промышленной составляющей ее обновления.

Только разработанный на высоком профессиональном уровне и последовательный план может стать основой для такого развития событий. Но для того, чтобы создать мотивацию и сохранить динамику развития чрезвычайно важно, чтобы некоторые проекты имели непосредственное восприятие и ощутимые последствия если не для всех, то, по крайней мере, для большинства жителей агломерации.

Сибирский регион России нуждается в появлении мегаполиса – лидера, задающего образцы подхода к развитию, использующего опыт решения тех или иных проблем, лидера, способного к смене устоявшихся представлений и закоснелых способов оперирования с реально нарастающими проблемами, способного к новым для современной российской практики подходам и методам их решения, преодоления, преобразования из проблем в возможности и шансы.

Однако, для превращения Красноярска в конкурентоспособный и привлекательный для жизни и инвестирования центр межрегионального и международного значения необходима длительная, многоаспектная, скоординированная работа органов власти федерального, краевого и муниципального уровней, различная на разных этапах развития страны и региона.

Для того, чтобы вписаться в вероятно грандиозные послекризисные преобразования в мировом сообществе, необходимо трезвая, обоснованная оценка потенциала «места» КА, ее стратегических возможностей и ограничений, осуществляемая при непосредственном участии местного сообщества, ведущих производственных структур, бизнеса.

vainbergЭмма Ильинична Вайнберг, канд. географ. наук

gluhkovОлег Владимирович Глушков

dudaВиктор Петрович Дуда, канд. технич. наук

«Гипрогор», Москва

 
Интересная статья? Поделись ей с другими: