Skip to content

На главную >> Архитектура >> Генплан на сайте: весь город на экране
Генплан на сайте: весь город на экране
Разместил(а) Редакция
Архитектура
21.01.09 01:00

thumb_320_1Важнейшая часть работы муниципалитета – своевременное и достоверное информирование населения о принятии решений в градостроительной сфере. Насколько эффективна деятельность мэрии Красноярска в этом направлении?

Компьютеры наступают. С помощью нескольких щелчков по клавиатуре удается разузнать то, что раньше было закрыто за семью печатями.  На официальном сайте администрации Красноярска (www.admkrsk.ru) красуется лозунг: «Красноярск — город инноваций, партнерства и согласия». Инновации – это хорошо. Непонятно и плохо, почему на официальном сайте города нет  генерального плана его развития.

Между тем, в последние годы в Красноярске острейшие вопросы – транспортные и градостроительные, и, похоже, их решение зависит сугубо от профессионализма чиновников. На что, в свою очередь, никакого воздействия не оказывает ни общественное   мнение горожан, ни профессиональное сообщество проектировщиков и архитекторов. Иначе как объяснить отсутствие генплана на сайте? Ведь второй по значимости градорегулирующий документ – Правила землепользования и застройки Красноярска (утвержден более полутора лет назад) – на сайте мэрии размещен. Так же, как и некоторые изменения в генплан. А самого генплана нет.
Нам (от президента и премьер-министра до губернатора) не устают повторять: критерии эффективности органов исполнительной власти – открытость и прозрачность их деятельности во имя обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. В том числе объектами социального и коммунально-бытового назначения, инженерной инфраструктуры, благоустройства территории. А это — вопросы развития территории, то есть генеральный план развития муниципального образования.

Все – и проектировщики, и депутаты, и чиновники – говорят о необходимости вести прямой и честный разговор с горожанами относительно проблем генерального плана города, «точечной застройки», реконструкции и уплотнения. Эти проблемы решаемы. Многие города мира, имея куда более высокий коэффициент плотности застройки, успешно строят свою градостроительную политику и, взаимодействуя с жителями, привлекают инвестиции в улучшение жизненной среды обитания. Имеются специальные методики и программы, позволяющие максимально снизить коммерческие риски из-за негативных социальных реакций и низкой инвестиционной активности. Разберемся в подробностях предмета.
Градостроительный кодекс РФ предписал органам местного самоуправления в обязательном порядке размещать генеральный план на официальном сайте (часть 14 статьи 24 ГК РФ), а также учитывать при принятии тех или иных решений мнение горожан в форме проведения публичных слушаний.
Прагматичные законы экономического развития коснулись сферы градостроительства, и динамика развития инвестиционного и строительного бизнеса вносит свои коррективы в генплан, выстраивая необходимость диалога городской власти и населения.
Один из красноярских архитекторов рассказывал, как лет пятнадцать назад группа российских градостроителей посетила Германию, Северный Рейн-Вестфалию, по обмену опытом. Кто-то спросил немецких коллег: сколько времени нужно на корректировку генплана города и сколько это стоит? Переводчик долго пытался разъяснить смысл вопроса. А немцы просто не могли разобраться: у них нет такого понятия – «корректировка генплана». Там этим занимаются каждый день. Выкопали траншею под водопровод – нанесли на план, решили строить новое жилье – и все стадии проекта и реализации наносятся на подоснову. Все изменения на территории отслеживаются, обсуждаются с жителями, и у них нет случаев, когда бабушки ложатся под бульдозер, чтобы их любимые деревья не были выкорчеваны. Власть, избранная народом, свои действия по преобразованию пространства согласовывает с людьми.
В городах России отношения между городской администрацией, застройщиками и населением, в частности, должно регулироваться постановлениями главы города «Об информировании граждан, их объединений и юридических лиц о градостроительной деятельности на территории города» и решениями горсовета «О Положении о публичных слушаниях». Суть этого документа в том, чтобы на самом начальном этапе, до утверждения градостроительной документации, информировать население о грядущих  преобразованиях. В Красноярске эти документы находятся за семью печатями.
К примеру, проект реконструкции участка, ограниченного такими-то улицами, предусматривающий нормативно допустимое уплотнение, повышение этажности, смену функций отдельных участков на этапе разработки и согласования, не позднее чем за два месяца до утверждения должен быть размещен в сети Интернет, с тем чтобы жители могли внести свои замечания и предложения.
После согласования и утверждения данного проекта в качестве градостроительного документа, он приобретает правовую силу и может быть изменен только решением суда. То есть действия населения, противодействующего реализации проекта, могут быть признаны неправовыми. Это не мешает, однако, тому, что неправовые действия в Красноярске происходят сплошь и рядом, и с ними сталкиваются все застройщики, работающие в черте города на застроенных или подлежащих застройке территориях.
Подготовленные в мэрии Красноярска аналогичные документы носят пока общий характер и не могут регулировать многообразие возникающих коллизий. Поэтому необходима разработка специальной программы по социальной адаптации проектов строительства. Подготовка и принятие этого документа могли бы лечь в основу специального постановления или краевого закона  «Об информировании граждан...». Такие законодательные акты приняты в некоторых регионах России, и здесь, например, городские депутаты могли бы инициировать этот процесс.
Кстати, когда мы упомянули о тех же проблемах в других городах, то первым делом заглянули в Интернет и пересмотрели сайты городских администраций нескольких десятков областных и краевых центров России.
Кроме того, на многих сайтах открыта «обратная связь» — форум. Ежедневно там обмениваются критическими и конструктивными суждениями горожане и те, кто по долгу службы занимаются градостроительными проблемами, – чиновники, архитекторы, проектировщики…
Мы ни в коей мере не призываем сделать «голос большинства» приоритетом  в выработке принципиальных градостроительных решений. Наоборот, считаем принцип «Чем больше демократии, тем лучше» одним из величайших заблуждений, овладевших умами значительной части россиян.
Но здесь играют ключевую роль два фактора.Первое — незнание. Моральный ущерб, наносимый дезориентированным общественным мнением, может превышать размер прямого финансового урона. Удар по репутации как застройщика, так и властей выражается в огульной критике их действий. Конфликты с застройщиком возникают, как правило, на почве неполных или искаженных представлений населения о планах застройки и последствиях его осуществления. Иногда эти конфликты завершаются мнимой «победой» невежественного большинства, и вместо новостройки по-прежнему остается пустырь с помойками или деревянные трущобы.
Второе – манипуляция. При отсутствии внятной позиции со стороны местной исполнительной власти в городе формируются группы радикалов (в частности, пресловутые «борцы с точечной застройкой»), которые активно пытаются распространить так называемые «демократические» принципы и процедуры принятия решений на градостроительство.
Это делается как в форме митингов, так и на «публичных слушаниях», которые в условиях Красноярска по-прежнему остаются профанацией. Ведь там собираются в основном люди только для того, чтобы «высказать свое мнение». Сказать свое слово от всего сердца, со всего размаху, раз и навсегда, припечатать всех противников каким-либо клеймом: а чтоб знали! Я так считаю! И плевали мы на законность, потому что, дескать, «все у вас куплено, и вообще здесь нельзя строить, здесь должен быть парк»! И так далее, и тому подобное.
Их усилия нередко увенчиваются успехом. И тогда «демократически» (иначе говоря, большинством голосов или «от имени большинства») «улаживаются» противоречия и конфликты. Результат тот же – либо застройщик уходит с предполагаемой площадки, либо кто-то получает свои дивиденды (остекление балконов или установка окон, выкуп втридорога незаконных погребов или сараев…).
Эти два момента образуют пагубную и чрезвычайно опасную тенденцию общественного развития, которая сегодня воплощается в действительности. Никем и ничем не ограничиваемое и не контролируемое, а то и доведенное до абсурда влияние «общественного мнения» на принятие градостроительных решений навязывается по любому поводу и произвольно трактуется как воля населения. В реальности же это игнорирование необходимости улучшения качества среды обитания, влекущее за собой проявления потребительского шантажа. Тем самым обеспечивается преобладание либо примитивных и алчных,  либо политических и амбициозных запросов конкретных людей и неформальных группировок.
Один из маленьких шагов противодействия этим губительным процессам – создание на официальном сайте города позиций «Генеральный план развития Красноярска», «Публичные слушания» и «Форум по градостроительным проблемам».

Новосибирск (www.novo-sibirsk.ru), Екатеринбург (www.ekburg.ru), Иркутск (irkutsk.ru), Барнаул (www.barnaul.org), Ом ск (www.omsk.ru), Челябинск (www.cheladmin.ru)  и т.д. – во всех крупных городах на официальных сайтах администрации  выложен генеральный план города с приложениями – картами и схемами. Каждый заинтересованный горожанин может без проблем ознакомиться с генпланом города. На официальном сайте Красноярска генерального плана вы не найдете! Почему? Это следствие ранее существовавшей закрытости материалов? Нежелание демонстрировать несовпадение реальности и плана?

Не задаваться подобными вопросами — один из принципов поведения чиновников-градостроителей. «Все идет в соответствии с генпланом», — традиционно выдаваемая самим себе моральная индульгенция.
Сообщения с форума:
сообщений нет

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
На главную >> Архитектура >> Генплан на сайте: весь город на экране