Skip to content

На главную >> Архитектура >> Красноярская архитектура: история в лицах
Красноярская архитектура: история в лицах
Архитектура
05.10.10 01:34

Города во многом похожи на людей. Так же, как мы не помним свое младенчество, в них мало что остается от строений первых лет их жизни... Красноярск – не исключение.

istoriy-1

Начало

«Место угоже, высоко и красно...» – так в послании к царю Михаилу Федоровичу казаки сообщили о возведении военного острога в 1628 году. Срублен он был всего за две недели, с 6 по 18 августа. Со временем вырос до неправильного четырехугольника периметром в 400 метров с бревенчатым частоколом высотой в полторы-две сажени. Стены усилены пятью башнями (Качинская, Угольная, Быковская, Спасская и Водяная), каждая по три яруса. Нижние использовались как складские и служебные помещения, а на верхних размещался «огнестрельный наряд» с пушками и пищалями. Вокруг выкопали ров глубиной в 3 и шириной около 10 метров. Внутри острога находились амбар, съезжая изба, тюрьма, воеводский двор, баня. В 1693 году появились первые городские часы, размещенные рядом с колокольней в Спасской башне.

В 17 веке население Красноярска не превышало тысячи человек. Но со временем острог стал «прирастать» внешними поселениями и слободами. В середине 18 века за пределами крепости, на территории посада, значатся жилые кварталы, гостиный двор, таможня, ратуша, Покровская церковь, пивоварня на берегу Енисея. Главные направления улиц – на запад и север от ворот «детинца» к проездным башням наружных стен. Периодически кварталы «прореживали» пожары, самые опустошительные случились в 1773 и 1881 годах. Потому от первых полутора веков жизни Красноярска ничего, кроме памяти, не осталось. А жаль.

Ныне самое старое строение в городе – каменная Покровская церковь (возведена М. Юшковым), освященная в 1795 году. Впрочем, и она в 1840-м подверглась значительной реконструкции. В архитектурных формах церкви Покрова слились приемы русского узорочья ХVII века и европеизированного столичного барокко. Это звено регионального стиля – енисейской школы сибирского барокко.

Присланный после пожара 1777 года из Тобольска сержант геодезии П. Моисеев – первый архитектор-градостроитель собственно Красноярска – предпочел линейную планировку петербургского типа, и это до сих пор прослеживается в старой части города. Состоятельные горожане в те времена возводили преимущественно деревянные двухэтажки классического северорусского типа. Планировка домов была похожа: по две-три комнаты на этаж, размещавшиеся вокруг одной-двух печей.

От дерева – к камню

Покровская церковь и простоявший двести лет Воскресенский собор (1759-1773 гг.) положили начало каменному Красноярску. Первыми зодчими города можно считать строивших Воскресенский храм разночинцев П. Сокольникова и С. Паклина. Образцом им послужил Спасский собор Енисейского монастыря. К середине 19 века в Красноярске насчитывалось лишь три десятка каменных обывательских домов, и только в конце 1880-х их число превысило сотню.

istoriy-2Сейчас самые почтенные сохранившиеся жилые строения – дом Терскова (Мира, 29), дом Тюрепиных (Мира, 22Б), усадьба Ларионовых (Ленина, 3), дом Сколковых (Мира, 45/ Сурикова, 27), всем около двух веков.

Частные здания возводились первыми архитекторами-профессионалами – П. Воцким, Д. Маковецким, П. Шаровым по «сборнику образцовых проектов», разработанному в столицах империи в стилевых нормах классицизма. Жилые дома тех лет объединяет сдержанность форм, пропорциональные членения фасадов, симметрия, акцентирование центра фронтом или пилястровым портиком, устройство боковых флигелей или пониженных крыльев. Парадные залы и комнаты, как правило, размещались сквозной анфиладой вдоль уличного фасада верхнего этажа. Это дома на Мира, 14, Каратанова, 11, флигели на Мира, 9.

Часто деревянные дома того периода штукатуркой и отделкой «маскируются» под более престижные каменные (Мира, 24 – контора Кузнецовых; Мира, 35 – дом Гудкова). А дом Фон-Эзерских (Карла Маркса, 24) отделан дощатой обшивкой. На основе образцовых проектов строились и культовые здания, к примеру кладбищенская Троицкая церковь 1842 года с каменной богадельней, а позднее оградой с часовенкой у западных ворот.

Сибирская столица

istoriy-3В 1822 Красноярск становится губернским городом.

Весна 1828-го – дата рождения главного сада (парка Горького). Часть тайги на тогдашней окраине была огорожена, позже из просек сделали аллеи, построили беседки и павильоны.

В том же году высочайшим указом утверждена перепланировка Красноярска. Автором ее стал крупнейший архитектор первой трети 19 века, член Строительного комитета при Министерстве внутренних дел В.И. Гесте. Территория города увеличилась почти в 3 раза. Функции общественного центра переносились на новую площадь, пространственные границы которой формировались административными зданиями, а центральное место отводилось монументальному собору. Проект его, составленный автором московского храма Христа Спасителя К.А. Тоном – с шатровым пятиглавием и примыкающей к основному объему колокольней, – был утвержден 8 июля 1844 года. К середине 1849-го работы в основном были закончены. Но 29 сентября стены треснули, и средняя часть с верхними сводами и куполами рухнула. Восстановлено здание было лишь в 1861 г. зодчим часовни Параскевы Пятницы Я. Набаловым. Сначала храм собирались именовать Николаевским, позже решили назвать Богородице-Рождественским. В 1936 г. собор был закрыт и частично разрушен. Сохранившиеся помещения использовались вплоть до полного сноса здания в середине века.

Самый крупный из храмов Сибири, кафедральный собор в свое время занимал центральное место в городе и являлся главным, формирующим облик губернской столицы элементом. Вокруг него сооружались здания, в архитектуре которых использованы старорусские мотивы, в частности Архиерейский дом (Горького, 27) и Духовная семинария (Горького, 2), украшенные шатрами домовых церквей. Формы Рождественского храма и его элементов оказали влияние на архитектурное и пространственное решение других церквей, построенных, к примеру, в Петербургской и Новгородской епархиях во второй половине XIX – начале XX веков.

istoriy-5К середине 19 века город отошел от предписываемого планом Гесте развития вдоль Качи. Кварталы новой застройки проектировались на прямых осях продольных улиц, которые должны были взбираться на крутые склоны Афонтовой горы. В жилой и коммерческой застройке наметился переход от канонов классицизма к эклектике. Последней постройкой классицизма тех лет стал Гостиный двор (Маркса, 6), верхний этаж которого отвели под присутственные места. Строилось здание в 1857-63 годах Рачинским и Набаловым под контролем городского зодчего Битюцкого.

Чуть ранее Алфеевым и тем же Набаловым возведен символ города – часовня Параскевы Пятницы. В эти же годы по проекту декабриста Батенькова построено деревянное одноэтажное здание Благородного собрания (Мира, 67) на высоком кирпичном цоколе с классически традиционной трехчастной композицией. В 1868-м возводятся мужская (Ленина, 70), а в 1878-м женская (Мира, 83) гимназии. Отличительная особенность этих проектов М.Ю. Арнольда – композиция объемных форм, которая впервые в общественных гражданских зданиях отошла от принципа плоскостной фасадной стены. Первым училищем, для которого было выстроено отдельное здание, стало железнодорожное, открывшееся в 1897 году (ныне территория Комбайнового завода).

В конце века город переживает бурный период каменного строительства, объясняемый пожаром 1881 года, развитием золотопромышленности и возведением Транссиба. Но продолжает использоваться и классический материал. Одним из самых выдающихся деревянных строений в стиле эклектики является открытая в 1898 году гостиница «Новая Россия» (Ленина, 108). В те времена она была одной из лучших в Сибири.

Заядлый театрал А.П. Кузнецов представил «собственноручно выработанный план народного дома», который власти постановили назвать Пушкинским – в ознаменование 100-летия со дня рождения поэта. 14 февраля 1902 года техническая комиссия «нашла, что здание выстроено во всем согласно утвержденного проекта, хорошо и прочно». Первоначальный облик театра не сохранился – здание неоднократно реконструировалось

От империи – к Советам

istoriy-4Если проектированием общественных зданий занимались представители Строительного комитета из Санкт-Петербурга Висконти и Шарлеман, то для местных зодчих основным средством выражения творческих исканий стали частные заказы. Один за другим возводятся большие дома, проекты для которых разрабатывают, как правило, инженеры, приехавшие в Красноярск в начале века после окончания столичных высших архитектурных школ. Это В.А. Соколовский (в 1906-1916 годах он исполнял обязанности губернского архитектора, в советские времена четверть века учил строительству и архитектуре красноярских студентов), Л.А. Чернышев (в последние годы жизни также преподавал в городских институтах), С.Г. Дриженко (главный архитектор Красноярска с 1908 по 1930 год). Именно с их работой связано появление на берегах Енисея новых архитектурных направлений; именно они украсили наш город великолепными зданиями, построенными в разных стилях – от ориентализма, готики и классицизма до эклектики и модерна.

В.А. Соколовский первым в городе облицевал фасад строения естественным камнем – гранитом и мрамором. Это выполненный в канонах классицизма дом фирмы «Ревильон-братья» (Мира, 49). Под готику он стилизовал здания римско-католического костела (Органный зал, Декабристов, 20) и деревянный особняк Цукермана (ул. Ленина, 66). К редким образцам «деревянного модерна», встречающимся исключительно в крупных сибирских городах, относятся его дома по ул. Ленина, 167 и Горького, 23. В «кирпичном стиле», с отдельными элементами перехода к модерну Соколовским исполнены аптека и лечебница Общества врачей Енисейской губернии (Мира, 75 – Кирова, 26). Всем также известны его Дом общественного собрания (ныне Дом офицеров), особняки Зельмановича (музыкальная школа №1), Гадаловых (Художественный музей имени В.И. Сурикова). В советское время Соколовский участвовал в строительстве корпусов Лесотехнического института, дома по пр. Мира, 85 (1930-40 годы), сельхозинститута.

Самое известное творение Л.А. Чернышева – «египетский храм» краеведческого музея. Строительство начато до первой мировой войны, но завершено лишь в 1929 году. Среди проектов общественных зданий мастера – трехэтажное строение на углу Мира и Перенсона, дом Купеческого собрания (гостиница «Енисей»), Духовная семинария и многие другие. Зодчий возводил здания по частным заказам – например, восхитивший современников дом Токарева (Мира, 76), оформленный опять же с использованием элементов «египетского стиля». Более свободное архитектурно-художественное построение Чернышев применил в композиции особняка Ицына (ул. Кирова, 25). Симметричные решения, предполагавшиеся в проектном варианте, в здании заменены асимметричным, создавшим зрительно ощутимую динамику плоскостных масс фасада. Самая уникальная постройка Чернышева – его собственный дом (ул. Марковского, 21). Здесь использован богатейший арсенал формообразующих средств модерна при сохранении принципа целесообразности с увязыванием всех замыслов в едином готическом стиле.

С.Г. Дриженко – главный архитектор Красноярска на протяжении почти четверти века. По его проектам, в частности, созданы Дом просвещения (1915), Художественный электротеатр («Совкино»), детский приют (ул. Ломоносова, 9), особняк Ускова (ул. Марковского, 60), кинотеатр «Аквариум» («Сибирь»). Именно Дриженко сохранил лучшие традиции зодчества царского периода и продолжил их в наши дни.

Двадцатый век

Выдающимся мастером, украсившим своим творчеством наш город, был М.И. Мержанов, в 1934-1941 гг. – личный архитектор Сталина, кроме прочего – автор дизайна Золотых звезд Героя Советского Союза и Героя соцтруда, репрессированный в годы войны. Формально освобожденный в 1954 году, он остался в городе и возглавил «Красноярскгражданпроект». По проектам Мержанова, работавшего преимущественно в стиле «сталинского ампира», построены Центральный райком КПСС, городской кинотеатр, Госбанк, ДК «Красмаш». С его участием возводились административные здания вокруг главной площади города, ряд заводов. Он сохранил традиции, заложенные на рубеже веков с появлением в Красноярске «производственного зодчества», – вспомним комплекс железнодорожных мастерских с большими арочными оконными проемами и фонарями верхнего света, металлическими фермами, перекрытиями и лестницами, создающими оригинальные пространственные решения.

Помимо промышленных объектов, в середине века создаются архитектурный ансамбль на площади Революции, Каменный квартал, поселок завода имени Побежимова, городские вокзалы. На Всемирной выставке 1958 года (Брюссель) серебряной наградой отмечено творение А. Голубева – сотканное из арочных проемов, увенчанное бельведером со шпилем и отражающееся в водах Енисея здание речного вокзала. Построен массивный и одновременно изящный Коммунальный мост. В это же время начинает творить плеяда выдающихся мастеров второй половины 20 века во главе с Демирхановым, Ореховым, Щадриным. Безликость хрущевских панелек и брежневских девятиэтажек разбавляют архитектурные комплексы центра города, Стрелки, Театральной и Предмостной площадей, Академгородка. Стадион острова Отдыха – словно огромный корабль викингов посреди величественной сибирской реки.

Что дальше?

Постсоветский период предоставил городу новые возможности, но, к сожалению, не все современные эксперименты можно считать удачными. Город продолжает терять объекты архитектурно-исторического наследия, в частности мост через Енисей, отмеченный наряду с Эйфелевой башней золотой медалью на международной выставке 1900 года в Париже. В 2001 году мост включили в предварительный список объектов всемирного наследия, что не помешало его разобрать на металлолом уже при ныне действующей власти...

Красноярск, словно перемолотая катаклизмами горная порода, образован зданиями разных стилей и времен, и этой гигантской массой врастает в ландшафты речной долины, отрогов Саян и равнинных просторов. Задача современных зодчих – увидеть будущее и связать им в единую гармонию настоящее и прошлое. Вписать этот образ в таежно-скальные и равнинно-холмистые пейзажи так, как разные инструменты – воздушные флейты, гулкие барабаны, тревожные скрипки – сливаются в единую, волнующую душу симфонию...

Вячеслав ЛЕДОВСКИЙ

фото автора{jcomments on}

Сообщения с форума:
сообщений нет

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
На главную >> Архитектура >> Красноярская архитектура: история в лицах